ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭОР НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ Автор: Баженова Елена Николаевна учитель информатики филиала МБОУ «Комсомольская СОШ» в поселке совхоза «Селезневский»
Современный урок Что влияет на «современность» урока? На мастерство педагога? Какова совокупность методических приемов? Какой он, современный урок в действительности? И какой, собственно, нужен сегодняшним школьникам?
Современный урок Урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Ю.А. Конаржевский
Актуальность проекта Вовлечение информационно-коммуникативных технологий в образовательную деятельность обучающихся – это не просто требование времени, это и процесс формирования компетентностей, необходимых для реализации своих возможностей в современном обществе. « …качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения, раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять для решения разнообразных проблем» помогут в дальнейшем школьникам адаптироваться в динамично развивающемся обществе [ Петунин, О. В. Формирование познавательной самостоятельности старших школьников в процессе углубленного изучения предметов естественнонаучного цикла : монография, с. 14 ]. .
ЭОР используются в моделировании, конструировании и анализе предметных информационных сред, их содержательной и дидактической компоненты. Конструирование информационных предметных сред – принципиально новая задача методики преподавания, требующая специальных знаний в области дидактики, психологии, управления.
Электронные образовательные ресурсы
Для меня, очевидно, что средства ЭОР – это надежный помощник и эффективное средство преподавания различных школьных предметов (метапредметные УУД) и проведения внеклассной деятельности. Использование качественных ЭОРов делает реальным получения адекватного современным запросам школьного образования вне зависимости от месторасположения учебного заведения. Специфику профессиональной деятельности учителя информатики в условиях ЭОР - насыщенной среды составляет то, что он первым адаптирует школьника к новой для него среде и первым показывает назначение и преимущества ЭОР не только как средства игры, но и как средства учебной деятельности. Данное обстоятельство представляется мне особенно важным.
Новизна проекта По высказыванию А.В. Осина "... появление ЭОР должно изменить формы и методы процесса обучения. Они позволяют перейти учителю от изложения материала к дискуссии", и шире - от приоритета объяснительно- иллюстративных методов обучения к интерактивным. Информатизация системы образования - одно из приоритетных направлений модернизации российского образования. Информатизацию образования рассматривают как систему методов, процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в образовательном процессе. Поэтому данный проект можно рассматривать как элемент приоритетного направления модернизации образования. Он отражает информатизацию учебной деятельности по информатике.
Новизна педагогического проекта заключается в компетентностном подходе, использовании новых информационных технологий и интегрированном характере обучения: при использовании различных форм ЭОР необходимо знание основ компьютерной грамотности. Педагогический проект «Использование ЭОР как средство интенсификации учебного процесса» является частью Концепции формирования ЕИОС нашей школы, разработанной с учётом тенденций современного образования с опорой на программу развития образования Тамбовского района. Кроме того, проект имеет ярко выраженную практическую направленность.
Обоснование темы проекта Развиваются технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. В настоящее время мы, учителя, должны не столько давать знания, сколько учить обучающихся учиться, самостоятельно находить источники пополнения знаний. В связи с этим возникло противоречие между необходимостью в новой модели обучения, построенной на основе современных информационных технологий, которые не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по-новому построить образовательную систему и стереотипностью построения учебных единиц (урока) Возник проблемный вопрос: как создать новую информационно насыщенную среду обучения, при которой будут эффективно формироваться матепредметные УУД?
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы учащихся. Сегодня, чтобы процесс обучения был полноценным, необходимо, чтобы каждый учитель мог подготовить и провести урок с использованием различных электронных образовательных ресурсов, потому что использование их способно сделать урок более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.
Использование ЭОР на уроках информатики позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование видеофрагментов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Применение ЭОР на уроках позволяет использовать разнообразный иллюстративно-информационный материал. Таким образом, формируется информативная компетенция обучающихся.
ЭОР на этапах урока
Цель проекта: создание новой среды обучения через использование современных ЭОР на уроках информатики. Задачи проекта: - изучить психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; - выявить уровень интереса обучающихся к урокам с использованием ЭОР; - формировать метпредметную компетентность школьников, становление информационной культуры и компьютерной грамотности; - интенсифицировать учебный процесс, его плотность и эффективность; - определить эффективность формирования новой информационной среды обучения.
Гипотеза проекта: предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии формирует метапредметную компетентность школьников, развивает познавательный навык, творческое мышление учащихся, повышает интенсификацию учебного процесса.
Методы исследования проекта: - Анализ первоисточников, формирование собственных знаний и навыков по созданию информационной среды на основе ЭОР. -Создание электронных образовательных ресурсов по информатике, которое в наиболее доступной и занимательной форме дополняет задания учебника. - Анализ динамики изменения уровня усвоения знаний и интереса к предмету в новых условиях.
Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенные пути могут быть использованы учителями разных предметов в процессе интенсификации обучения, формирования мотивационной сферы обучающихся, метапредметной компетентности и развития у детей познавательного интереса.
Объект исследования: формирование новой образовательной среды на основе использования ЭОР. Предмет исследования: процесс формирования метапредметных УУД путём включения в образовательный процесс средств, способствующих формированию информационно – коммуникативной культуры обучающихся. Целевой группой проекта являются учащиеся 5-7 классов всех уровней развития.
Этапы реализации проекта: Iэтап Подготови-тельный Август-октябрь 2015года Изучение научно-методической литературы по данной теме; Проведение анкетирования, определение уровня мотивации и уровень владения различными компьютерными навыками среди учащихся; Определение условий для успешной реализации проекта; Изучение концепции ИЕОС школы. I I этап Практико - внедренческий Ноябрь - май 2015-2016г. Апробирование модели; Создание банка ЦОР педагога; Создание каталога Интернет-ресурсов; Создание банка интерактивных презентаций и собственных образовательных ресурсов; Использование ЭОР в разных видах учебной деятельности. Размещение материалов на сайте и в сети творческих учителей; Создание исследовательских и творческих работ учащихся. I I I этап – Рефлексивный Июнь 2016 года Оценка эффективности модели; Анализ достигнутых результатов, Обобщение и распространение опыта.
Предполагаемые образовательные результаты: формирование метапредметных УУД; создание новой образовательной среды на основе применения ЭОР; формирование информационной компетенции обучающихся; высокий уровень мотивации к изучению предмета; повышение качества знаний в процессе преподавания предмета; рост интереса к внеурочной деятельности по информатике на основе ИКТ.
Теоретико-методологические основы проекта В основу использования ЭОР в педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, С.Л. Рубинштейном, Ю.К. Бабанским, Н.Ф. Талызиной и др. Отечественные и зарубежные исследования по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе убедительно доказывают возможность и целесообразность использования ЭОР в развитии речи, интеллекта и в целом личности обучающегося (И.Г. Захарова, В.Г. Беспалько, С. Пейперт, Г. К. Селевко и др.), рассматривают психологические аспекты применения компьютера в процессе обучения (Е.И. Виштынецкий, А.О. Кривошеев, Е. С. Полат и др.); роль и место ИКТ в системе естественно - научного обучения (Б.С. Гершунский, И.Г.Захарова и др.).
Опираясь на теорию развития высших психических функций Л.С. Выготского, где говорится, что «психические процессы изменяются у человека так же, как изменяются процессы его практической деятельности», было установлено, что учебная деятельность в условиях применения информационно-коммуникационных технологий, усиливая интеллектуальные возможности учащихся, одновременно перестраивает саму структуру познавательной деятельности. Обучающая среда, по утверждению Б.С. Гершунского, формирует такие характеристики мышления, как склонность к экспериментированию, гибкость, связность, структурность. Эти характеристики соответствуют познавательным процессам, связанным с творческой деятельностью и решением проблем. Возможна интеграция здоровьесберегающих и личностно–ориентированных технологий с применением ЭОР.
Определение уровня мотивации и уровня владения различными компьютерными навыками среди учащихся
Механизм реализации проекта 1. В ряду электронных средств учебного назначения особое значение имеют учебно-методические комплексы (УМК, мультимедиа курс). Основой УМК (мультимедиа курса) является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят: электронный учебник, электронный справочник, тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы, тренажеры), задачник, электронный лабораторный практикум, компьютерная тестирующая система. Я использую интегрированные интерактивные и мультимедийные пособия: (Изд. «БИНОМ. Лаборатория знаний»)
ЭОРы по информатике Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru Портал "Информационно-коммуникационные технологии в образовании" http://www.ict.edu.ru Открытый колледж: Информатика http://college.ru/informatika/ Сетевые компьютерные практикумы по курсу «Информатика» http://webpractice.cm.ru Электронные ресурсы издательства БИНОМ http://metodist.lbz.ru/iumk/informatics/er.php Видеоуроки в Интернет для учителей и школьников http://videouroki.net/
ЭОР издательства БИНОМ
ЭОР учителя информатики Тарасова Дмитрия
2. Уроки на основе использования электронных образовательных ресурсов нового поколения Электронные образовательные ресурсы нового поколения федерального центра информационно-образовательных ресурсов представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). В настоящее время я использую разработанные федеральные порталы, содержание электронные образовательные ресурсы, отвечающие всем требованиям современного процесса образования: Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов – http://fcior.edu.ru; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов – http://school-collection.edu.ru.
3. Чаще всего я использую презентации, подготовленные самостоятельно. Для создания презентаций я использую такие программные средства, как Power Point или OpenImpress, Prezi, Emaze, Kalameo. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Использую их при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий и физминуток. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным. Презентации активно использую и для представления ученических проектов, творческих отчётов обучающихся, мини – исследований.
4. Активно использую анимации и иллюстрации , таблицы, например, при объяснении нового материала: эти ресурсы наглядно демонстрируют учебный материал, позволяют наблюдать различные явления, информационные процессы, устройство и принцип работы компьютера. Также эти ресурсы можно использовать для организации творческой работы.
5. Использую интерактивную доску и программное обеспечения SMART Board В процессе работы с интерактивной доской, я использую следующие виды заданий: компьютерные наблюдения, экспериментальные задачи-исследования, задания с последующей компьютерной проверкой, практические демонстрационные работы, дидактические игры, демонстрация готовых материалов (фронтальная работа), публичное обсуждение с демонстрацией результатов самостоятельной работы учащихся (групповая, индивидуальная форма работы), организация контроля по заранее подготовленным материалам (тестам, схемам, рисункам) и многие другие.
В ходе реализации проекта сформировалась новая среда обучения Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто "репродуктором" знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.
Что дают ЭОР учителю
Входе реализации проекта достигнуты следующие результаты: Для учителя: -выступление на районном семинаре учителей математики, информатики, физики «Электронные образовательные ресурсы на уроках информатики»; - создание банка учебных презентаций по предмету и размещение их в сети творческих учителей http://nsportal.ru/nobe/ - открытый урок на основе ЭОР нового поколения «Граф. Вершины и ребра графа» -участие в конкурсе «IT-учитель 2015», «IT-учитель 2015» - размещение материала по теме на школьном сайте - публикация работы (урок с использованием ЭОР) в материалах Всероссийского интернет конкурса педагогического творчества 2012/2013, 2014/2015 годов www.educontest.net (лауреат) размещение материалов на персональном блоге http://1potur1.blogspot.ru/ Всероссийский творческий интернет конкурс «Мы вместе» (3 место) Интернет конкурс ProШколу.ru http://www.proshkolu.ru (лауреат)
Что дают ЭОР учащемуся
Для обучающихся:
Участие обучающихся в конкурсах Конкурс web-сайтов обучающихся «Мой первый сайт» – 3 место (2014 г), 1 место (2015 г) VII областной конкурс информационных и компьютерных технологий «Компьютер – XXI век» - 1 место Конкурс социальной рекламы «Мир, который нужен мне» - специальный диплом Ежегодная Международная патриотическая акция «Память сердца: блокадный Ленинград» - победитель Сетевой веб-квест «ИНФОрегата», «Путешествие по музеям России» - участники
Использование ЭОР повышают мотивацию учащихся, стимулируют их увлеченность информатикой; способствуют повышению эффективности образовательного процесса, направленного на подготовку учащихся к жизни в информационном обществе, включая формирование таких характеристик, как: способность учиться; коммуникабельность, умение работать в коллективе; способность осуществлять выбор и нести за него ответственность; способность самостоятельно мыслить и действовать; способность решать нетрадиционные задачи, используя приобретенные предметные, интеллектуальные и общеучебные умения и навыки. представление творческих работ с использованием презентаций и других компьютерных программ участие в конкурсах проектов, интерактивных олимпиадах, творческих дистанционных конкурсах по предмету
Таким образом, гипотеза подтвердилась - предоставление учебной информации с привлечением средств технологии мультимедиа; осуществление обратной связи с пользователем при интерактивном взаимодействии формирует метапредметную компетентность школьников, развивает познавательный навык, творческое мышление учащихся, повышает интенсификацию учебного процесса. Цель проекта достигнута - создана новая среда обучения, через внедрение современных ЭОР на уроках информатики.
Масштабность и воспроизводимость проекта Проект является комплексным и может быть реализован в образовательных учреждениях разного типа. Проект мобилен, так как изменение учебного содержания, конкурсов, проектов позволяет реализовывать его в образовательных учреждениях разного профиля, разных предметов для реализации конкретных образовательных и воспитательных задач. Материалы данного проекта адресованы учителям естественного цикла, реализующим компетентностный подход в образовательной деятельности.
Риски реализации проекта: Ограниченные возможности предоставления свободного доступа к сети Интернет. Недостаточный уровень информационной компетенции преподавателя. Нарушение санитарных норм работы с мультимедийными комплексами.
Информационные источники: Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя http://www.ed.gov.ru/news/konkurs/5692/ http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7095042-5b28-a814-baa1-d8eef096ba4e/p1aa1.html http://www.openclass.ru/pages/184517 www.ronl.ru/pedogogicheskaya_psihologiya/11363.htm http://school-collection.edu.ru/catalog/ http://www.edu.ru/ http://www.viki.rdf.ru/ http://pedsovet.su/load/ http://cdo.rsreu.ru/file.php/1/ComRes.htmlhttp://pedsovet.su/load/