Урок 27 Тема: Виды надписей. Шрифты надписей. р. Белая, г. Джомолунгма Казахстан Тайга США
Цель: Создать условия для формирования представления о видах и шрифтах надписей. Задачи: Помочь учащимся сформулировать основные понятия темы: топонимы, названия – титулы, шрифты Продолжить формирование УН работы с картой 3. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности: работать с сеткой – указательницей, выбирать и передавать названия Тип урока: урок изучения нового материала по технологии РКМ Метод: поисковый Оборудование: компьютер, презентация, интерактивная доска. Ход урока: I. Этап организационный II. Этап «Вызов» III. Этап «Осмысление» IV. Этап «Чтение с пометками» Физминутка V. Этап «Закрепление и проверка знаний» VI. Этап «Рефлексия» VII. Этап «Домашнее задание»
3. Обменяйтесь своим мнением в паре 4. Давайте обсудим то, что у нас получилось (что же мы знаем о диграммах?) 5. Запишем в левой колонке таблицы все, о чем говорили. Первая колонка таблицы маркируется «Знаю» II. Этап «Вызов» 1. В тетради нарисуйте маркировочную таблицу с тремя колонками. 2. В левой колонке таблицы запишите все, что вы знаете о диаграмме - какие ассоциации вызывает у вас понятие «диаграмма»? - запишите в тетради самостоятельно все, что о нем знаете Знаю Хочуузнать Узнал
1. Вы предоставили обширную информацию о диаграмме. Но такой информацией очень трудно воспользоваться. Ее необходимо сгруппировать. 2. Составьте структурно-логическую схему. III. Этап «Осмысление»
Структурно – логическая схема
Виды надписей 4. Названия могут отсутствовать на немых картах, используемых для проверки знаний, иногда на тематических картах атласов при условии, что в последние включены общегеографические карты того же масштаба и компоновки, или когда возможна ориентировка по конфигурации гидрографической сети и (или) политико-административным границам. 1. Географические названия необходимы как при общем обозрении карты, так и при детальном изучение ее отдельных частей и элементов. 2. Они являются как бы путеводителем по карте. 3. Особое значение названия приобретают при работе с картой на местности. Они облегчают нахождение и опознавание нужного объекта, и выделение его из ряда других, подобных ему и зачастую расположенных в непосредственной близости. IV. Этап «Чтение с пометками»
Виды названий по значению и изменению этих значений:
Другая разнообразная группа надписей: Название группы Примеры Пояснительныеподписи указывают род изображенных на карте объектов, их некоторые характеристики и т. п. нарицательные термины, определяющие род географического объекта (например, море, залив, лиман, колодец, гора, вулкан, урочище, местечко, станция, аэродром и т. п.); Указания качественных особенностей объектов обозначения подписями господствующих пород леса, качества воды в озерах и колодцах, производственной специализации совхозов, состава грузопотоков и т. Количественныехарактеристики объектов обозначения цифрами высоты падения воды в водопаде, средней высоты и толщины деревьев и средних расстояний между ними в лесу, числа домов в населенном пункте, ширины дороги и т. д Обозначенияхронологических рамок или дат событий время оккупации страны, даты открытия острова, присоединения территории, положения линии фронта и т. п.) и периодов сезонных явлений (например, доступности перевалов, наибольшего распространения айсбергов и т. д Поясненияк знакам движения подписи «Дрейф станции Северный полюс-I», «Поход на Астрахань 1556 г.» и т. п Собственныеимена и названия не относящиеся к географическим объектам (например, фамилии начальников и названия кораблей, подписанные вдоль маршрутов на карте океанографических исследований) Поясненияк линиям картографической сетки например, надпись «Северный полярный круг», оцифровка меридианов и параллелей
Например, на советской карте масштаба 1:1000 000 для названий городов и поселков городского типа используют прописные буквы прямых шрифтов, а для сельских поселений - строчные буквы наклонных шрифтов, причем рисунок и размер шрифта выбирают в зависимости от численности населения. Шрифты надписей очень часто выполняют роль картографических знаков, характеризуя некоторые качественные или (и) количественные особенности объектов, к которым надписи относятся. Подобно собственно картографическим знакам шрифты могут различаться: Шрифты надписей
Для хорошей читаемости шрифтов, обязательны: простота очертаний, четкость форм и различаемость отдельных букв между собой. Простота шрифтов оказывает влияние и на восприятие основного содержания карты - надписи отвлекают некоторую долю внимания и тем большую, чем сложнее рисунок шрифтов. Цвет надписей позволяет непосредственно относить их к определенным явлениям или их категориям, например на общегеографических картах надписи синего цвета к гидрографии, коричневого цвета - к рельефу, красного - к политико-административному делению и т. д.
Задание 1. Какую роль играют географические надписи? Для чего нужны географические названия? На какие группы делятся географические названия? V. Этап «Закрепление и проверка знаний»
ь И 1, 2, 3, 4, 5, 6 Л 1, 2, 3, 4, 5 Ы 1, 2, 3, 4, 5, 6 Задание 2. Разгадайте ребус и назовите вид географических названий. Приведите примеры.
еынневтсбос анеми Задание 3. Прочитайте наоборот и назовите вид географических названий. Приведите примеры.
Е 1, 2, 3, 4, 5, 6 И Н Ы 1, 2, 3, 4, 5, 6 Е Задание 4. Разгадайте ребус и назовите вид географических названий. Приведите примеры.
НЫЕ Задание 5. Разгадайте ребус и назовите вид географических названий. Приведите примеры. Р З Т 1, 2, 3, 4
США СНГ ФРГ РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН ФЕДЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА БРАЗИЛИЯ Задание 6. Назовите вид географического названия, изображенного на слайде.
НЫЕ Задание 7. Разгадайте ребус и назовите вид географических названий. Приведите примеры. П Я 1, 2, 3 И Т 1, 2, 3, 4
2. Составить синквейн со словом «надписи» VI. Этап «Рефлексия»
Задание 1. Могут ли надписи ухудшить карту? Задание 2. Придумай свою карту с географическими объектами и дай им названия VII. Этап «Домашнее задание»