Внеклассное занятие по математике РАЗРЕЗАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР НА ЧАСТИ Учитель математики сош № 41 ОАО «РЖД» Кашенцева М.А.
ЗАДАЧИ НА РАЗРЕЗАНИЯ Теорема Бойяи-Гервина гласит: любой многоугольник можно так разрезать на части, что из этих частей удастся сложить квадрат.
ЗАДАНИЕ 1 Разрежьте прямоугольник a ˟ 2a на такие части, чтобы из них можно было составить квадрат.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 1 Прямоугольник ABCD разрежем на три части по линиям MD и MC (М – середина АВ)
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 1 Треугольник АMD переместим так, чтобы вершина М совместилась с вершиной С, катет АМ переместится на отрезок DС. Треугольник МВС переместим влево и вниз так, что катет МВ наложится на половину отрезка DС
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 1 Треугольник АMD переместим так, чтобы вершина М совместилась с вершиной С, катет АМ переместится на отрезок DС. Треугольник МВС переместим влево и вниз так, что катет МВ наложится на половину отрезка DС
ЗАДАНИЕ 2 РАЗРЕЗАТЬ РАВНОСТОРОННИЙ ТРЕУГОЛЬНИК НА ЧАСТИ ТАК, ЧТОБЫ ИЗ НИХ МОЖНО БЫЛО СЛОЖИТЬ КВАДРАТ
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 2 Обозначим данный правильный треугольник АВС. Необходимо разрезать ∆АВС на многоугольники так, чтобы из них можно было сложить квадрат. Тогда эти многоугольники должны иметь по крайней мере по одному прямому углу. Пусть К – середина СВ, Т – середина АВ, точки М и Е выберем на стороне АС так, что МЕ=АТ=ТВ=ВК=СК=а, АМ=ЕС=а/2. Проведем отрезок МК и перпендикулярные к нему отрезки ЕР и ТН.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 2 Разрежем треугольник на части вдоль построенных линий:
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 2 Четырехугольник КРЕС повернем по часовой стрелке относительно вершины К так, что СК совместится с отрезком КВ. Четырехугольник АМНТ повернем по часовой стрелке относительно вершины Т так, что АТ совместится с ТВ. Треугольник МЕР переместим так, что в результате получится квадрат:
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 2
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 2
ЗАДАНИЕ 3 РАЗРЕЗАТЬ КВАДРАТ НА ЧАСТИ ТАК, ЧТОБЫ ИЗ НИХ МОЖНО БЫЛО СЛОЖИТЬ ДВА КВАДРАТА.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 3 ОБОЗНАЧИМ ИСХОДНЫЙ КВАДРАТ ABCD. ОТМЕТИМ СЕРЕДИНЫ СТОРОН КВАДРАТА – ТОЧКИ M, N, K, H. ПРОВЕДЕМ ОТРЕЗКИ МТ, НЕ, КF И NР – ЧАСТИ ОТРЕЗКОВ МС, НВ, КА И ND СООТВЕТСТВЕННО. РАЗРЕЗАВ КВАДРАТ ABCD ПО ПРОВЕДЕННЫМ ЛИНИЯМ, ПОЛУЧИМ КВАДРАТ PTEF И ЧЕТЫРЕ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКА MDHT, HCKE, KBNF И NAMP.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 3 PTEF – УЖЕ ГОТОВЫЙ КВАДРАТ. ИЗ ОСТАВШИХСЯ ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИКОВ СОСТАВИМ ВТОРОЙ КВАДРАТ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 3 ВЕРШИНЫ A, B, C И D СОВМЕСТИМ В ОДНУ ТОЧКУ, ОТРЕЗКИ АМ И ВК, MD И КС, BN И СН, DH И АN СОВМЕСТЯТСЯ. ТОЧКИ Р, Т, Е И F СТАНУТ ВЕРШИНАМИ НОВОГО КВАДРАТА.
ЗАДАНИЕ 4 Из плотной бумаги вырезаны равносторонний треугольник и квадрат. Разрезать эти фигуры на многоугольники так, чтобы из них можно было сложить один квадрат, при этом части должны полностью его заполнять и не должны пересекаться.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 4 ТРЕУГОЛЬНИК РАЗРЕЖЕМ НА ЧАСТИ ТАК, КАК ПОКАЗАНО В ЗАДАНИИ 2. ДЛИНА СТОРОНЫ ТРЕУГОЛЬНИКА – 2а.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 4 Теперь следует разделить на многоугольники квадрат так, чтобы из этих частей и того квадрата, который получился из треугольника, составить новый квадрат.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 4 Возьмем квадрат со стороной 2а, обозначим его LRSD. Проведем взаимно перпендикулярные отрезки UG и VF так, что DU=SF=RG=LV. Разрежем квадрат на четырехугольники.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 4
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 4 Возьмем квадрат, составленный из частей треугольника. Выложим четырехугольники – части квадрата так, как показано на рисунке.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 4
ЗАДАНИЕ 5 Крест составлен из пяти квадратов: один квадрат в центре, а остальные четыре прилежат к его сторонам. Разрезать его на такие части, чтобы из них можно было составить квадрат.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 5 СОЕДИНИМ ВЕРШИНЫ КВАДРАТОВ ТАК, КАК ПОКАЗАНО НА РИСУНКЕ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 5. ОТРЕЖЕМ ТРЕУГОЛЬНИКИ, ОКАЗАВШИЕСЯ ВНЕ КВАДРАТА. ПЕРЕМЕСТИМ ИХ ТАК, КАК ПОКАЗАНО НА СХЕМЕ.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 5
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 5.
ЗАДАНИЕ 6 Перекроить два произвольных квадрата в один.
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 6 На рисунке показано, как нужно разрезать и переместить части квадратов
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 6 На рисунке показано, как нужно разрезать и переместить части квадратов
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 6
РЕШЕНИЕ ЗАДАНИЯ 6
ЛИТЕРАТУРА 1. А.В. Фарков «Внеклассная работа по математике» 5-11 классы, Москва, Айрис-пресс, 2009 2. И.Ф. Шарыгин, А.В. Шевкин «Задачи на смекалку», М., «Просвещение», 2006 3. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева «Наглядная геометрия», М., МИРОС, 1995