Пермский край, Пермский районМОУ Платошинская средняя общеобразовательная школа "Водная феерия: фонтаны" Малых Кристина, МОУ Платошинская средняя общеобразовательная школа, ученица 7 класса Костарева Вера Александровна МОУ Платошинская средняя общеобразовательная школа, учитель физики
Весна! Наступает замечательное время тепла, цветения и ярких красок после зимней «спячки», «просыпаются» фонтаны, тысячи водяных струй торжественно салютуют рассвету природы. В прошлом году я проводила исследование по этой же теме, а в этом году решила продолжить ее. Так как у меня возникла много вопросов: где появились первые фонтаны? Какие виды фонтанов бывают? Можно ли сделать фонтан самой?
Я решила провести исследование по теме «Водяная феерия: фонтаны» Цель исследования: 1. Расширить область личных знаний по теме «Сообщающие сосуды»( в том числе исторического и политехнического характера;) 2. Использовать полученные знания для выполнения творческих заданий; 3. Подобрать задачи по теме «Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды». Для достижения поставленной цели мне необходимо решить следующие задачи:1. Изучить историю создания фонтанов;2. Разобраться в устройстве и принципе действия фонтанов; 3. Познакомиться с давлением как движущей силой работы фонтанов; 4. Сделать простейшие модели действующих фонтанов;5. Создать презентацию «Водная феерия: фонтаны».
История создания фонтанов Фонтан (от ит. fontana – от лат. fontis – источник) – струя жидкости или газа, выбрасываемая под давлением (словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1990).Впервые, фонтаны появились в Древней Греции. Семь столетий люди строили фонтаны по принципу сообщающихся сосудов. С начала 17 века фонтаны стали приводить в действие с помощью механических насосов, которые постепенно заменили паровые установки, а затем и электрические насосы.
Фонтан Герона Фонтаны обязаны своим существованием знаменитому греческому механику Герону Александрийскому, жившему в I –II в. н. э.Именно Герон прямо указал на то, что расход, или норма, распределяемой воды зависит от ее уровня в водохранилище, от поперечного сечения канала и скорости воды в нем. Придуманный Героном прибор, служит одним из образцов знаний в древности (за 200 лет до Р. X.) в области гидростатики и аэростатики.
Д а в л е н и е Для того чтобы охарактеризовать распределение сил давления независимо от размеров поверхности, на которую они действуют, вводят понятие давления.р = F/S. Нальем воду в сосуд, в боковой стенке которого сделаны одинаковые отверстия. Мы увидим, что нижняя струя вытекает на большее расстояние, верхняя – на меньшее. Это значит, что в нижней части сосуда давление больше, чем в верхней части.
Принцип действия сообщающихся сосудов. Давление на свободных поверхностях жидкости в сосудах одно и то же; оно равно атмосферному давлению. Таким образом, все свободные поверхности принадлежат одной и той же поверхности уровня и, следовательно, должны находиться в одной горизонтальной плоскости. Принцип действия сообщающихся сосудов лежит в основе работы фонтанов.
Техническое устройство фонтанов Фонтаны бывают водометные, каскадные, механические, фонтаны- шутихи (например, в Петергофе), разной высоты, формы и у каждого есть свое название. Раньше все фонтаны были прямоточными, то есть работали напрямую от водопровода, сейчас применяется «оборотное» водоснабжение, с использованием мощных насосов. Струятся фонтаны тоже по-разному: динамическими струями (могут менять высоту) и статическими струями (струя на одном уровне).
Модель фонтана Используя свойства сообщающихся сосудов, можно построить модель фонтана. Для этого необходимы резервуар с водой, широкая банка 1, резиновая или стеклянная трубка 2, бассейн из низкой жестяной банки 3.
Как высота струи зависит от диаметра отверстия и высоты поднятия резервуара?
Действие различных моделей фонтанов Упрощенная модель фонтана Герона Самодельный Геронов фонтан
Фонтан при нагревании воздуха в колбе При нагревании воды в первой колбе образуется пар, который создает избыточное давление во втором сосуде, вытесняя из него воду.
Уксусный фонтан Колбу на ¾ заполнить столовым уксусом, бросить в него несколько кусочков мела, быстро закупорить пробкой с вставленной в нее стеклянной трубкой. Из трубки забьет фонтан
З а к л ю ч е н и е В ходе работы я ответила на вопрос: что является движущей силой работы фонтанов и, используя полученные знания, смогла создать различные действующие модели фонтанов, создала презентацию «Водная феерия: фонтаны». Выполнение работы включило в себя следующие элементы:Изучение специальной литературы по теме исследования.Уточнение задач опыта.Подготовка необходимого оборудования и материалов.Подготовка объекта исследования.Анализ полученных результатов.Выяснение значения полученных результатов для практики.Выяснение возможных путей применения полученных результатов на практике.
Летят алмазные фонтаны С весёлым шумом к облакам, Под ними блещут истуканы... Дробясь о мраморны преграды,Жемчужиной, огненной дугой Валятся, плещут водопады. А.С.Пушкин Теоретическая подготовка к опыту и анализ полученных результатов потребовали от меня комплекса знаний по физике, математике, техническому конструированию. Это сыграло большую роль в повышении моей образовательной подготовки.