МОУ «Лобановская основная общеобразовательная школа. Презентация по теме «Развитие экологической культуры детей на уроках физики». Учитель физики Боровинских Ирина Александровна. 2009 год.
«Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации». Г. Ягодин
Актуальность темы В условиях современной экологической ситуации эта тема очень актуальна, ведь взаимодействие человека и природы очень сложно, и каждый должен понимать, что без перестройки сознания человека и отношения к природе, жизнь человека может погибнуть гораздо раньше.
Цель экологического образования развитии экологической культуры, поведения учащихся в окружающей среде, формирование ответственного отношения к природе.
Важнейший принцип экологического образования. Принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Требования экологического воспитания и образования: понимание, что человек – это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами; понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни; раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов; понимание современных проблем экологии и сознание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности; принятие личного участия в решении экологических проблем.
Задачи экологического образования и воспитания: Развитие у учащихся понимания современных проблем окружающей среды; Развитие критического отношения у учащихся к результатам деятельности человека; Развитие умений анализировать собственное поведение в природе; Формирование личной ответственности за состоянием окружающей среды.
Методы и приёмы работы. Стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (уроки – деловые игры, уроки-сказки, уроки-конференции, семинары, беседы, доклады, рефераты, диспуты, викторины, праздники). Развитие творческого мышления, умение предвидеть последствия природообразующей деятельности человека (беседы, наблюдения, опыты, лабораторные работы). Развитие исследовательских навыков, умений, принятие экологически целесообразных решений (проблемный подход в процессе обучения – воспитания). Вовлечение учащихся в практическую деятельность по решению проблем окружающей среды местного значения (организация экологических троп, экскурсий). Умение работать с различными источниками информации (книги, справочники, энциклопедии, периодическая печать, компьютерные диски).
Пути решения задач
Знакомство с проблемами. Сбор материала. На первом году обучения на уроках физики я знакомила детей с проблемами, которые возникают на Земле из-за различных достижений научно-технического прогресса, их решениями. Учащиеся заинтересовались этой темой, некоторые факты пытались найти сами.
Составление программы «Физика и экология». На втором году работы по данной теме я решила составить программу экологического воспитания, куда включила различные аспекты, а затем, просмотрев материал, систематизировала его в виде таблицы, причём изучение того или иного аспекта вносила в каждый класс, усложняя его.
Программа «Физика и экология». Введение. Роль физики в оценке влияния хозяйственной деятельности человека на окружающую среду и решение экологических проблем. Значение новых источников энергии и новых материалов.
Биосфера.
Загрязнение окружающей среды.
Энергетика.
Рациональное природоиспользование.
Рациональное природоиспользование.
Экология человека. Действие электрического поля на организм человека. Влияние статического электричества, теплового действия электрического тока. Электрическое сопротивление тела человека и его зависимость от состояния организма. Влияние на здоровье громкого звучания аудиомузыкальной техники. Человек как теплокровный организм, его термодинамические характеристики. Биологическое действие неионизирующего и ионизирующего излучений. Особенности действия радиации на живые организмы и защита от неё. Бытовая радиация.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Содержание материала по классам.
Результаты работы. Повысилась активность учащихся на уроках; Учащиеся стали более самостоятельными в приобретении знаний; Повысился навык работы с дополнительной литературой; Охотно работают над составлением презентаций, сообщений, рефератов, докладов. Учащиеся показывают неплохие результаты работы за год:
Результаты работы:
Литература. 1. Дик, Ю.И. Программа для общеобразовательных учреждений: Физика, Астрономия. 7-11 классы./Ю.И. Дик – М.: Дрофа , 2008 год. 2. Пёрышкин, А.В. Физика 7 класс./ А.В.Пёрышкин – М.: Дрофа, 2008 год. 3. Пёрышкин, А.В. Физика 8 класс./ А.В.Пёрышкин – М.: Дрофа, 2008 год. 4. Пёрышкин, А.В. Физика 9 класс./ А.В.Пёрышкин – М.: Дрофа, 2008 год. 5. Мякишев, Г.Я. Физика 10 класс./ Г.Я. Мякишев – М.: Просвещение, 2008 год. 6. Мякишев, Г.Я. Физика 11 класс./ Г.Я. Мякишев – М.: Просвещение, 2008 год. 7. Миркин, Б.М. Популярный экологический словарь./ Б.М. Миркин – М.: Тайдекс КО, 2002 год. 8. Литвинова, Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников/ Л.С. Литвинова – М.: 5 за знания, 2005 год. 9. Журнал «Физика в школе» №3 2004 год. 10. Ресурсы Интернета.