Урок № 2 Тема урока: Зарождение философии. Античная философия 900igr.net
План изучения учебного материала Зарождение философии. Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада. Основные периоды развития античной философии. Философские школы и основные проблемы античной философии.
Зарождение философии Первые философские учения возникли на рубеже VII-VI вв. до н.э. В Древней Индии Древнем Китае Древней Греции
Общие закономерности возникновения и развития философии Востока и Запада Развитие философии на Востоке и Западе при всей её самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей.
Философская мысль на Востоке и на Западе зарождается на основе мифологии как первой формы общественного сознания зарождается с возникновением классового общества и государства обращена к общечеловеческим ценностям имела мировоззренческий характер стремилась к научному поиску истинного знания
Конфуций 551-479 до н.э. «Не беспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешь людей» Аристотель 384-322 до н.э. «Дружба есть необходимое условие совместной жизни»
Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего Рима
Возникновение античной философии VI век до н.э. – возникновение античной философии в городах-государствах Средиземноморья
Культурные истоки, повлиявшие на становление и развитие греческой философии Мифология Произведения «семи мудрецов» Ранняя протонаука Религиозно-мистическое учение последователей Орфея (орфизм) Лирическая поэзия Древняя греческая философия
Таблица «Периоды развития античной философии» Ранняя античная философия VI век до н.э. Расцвет античной философии V-IV вв. до н.э. Закат античной философии Вторая половина IV в.до н.э. – I в.до н.э. Упадок античной философии и зарождение христианской философии I – VI вв.
Особенность античной философии Космоцентризм Специфическая черта античной философии, основная проблематика которой была связана с Космосом
Космос Бытие упорядоченное, организованное, оформленное Хаос Неупорядоченное, дезорганизованное, бесконечное состояние
Древнегреческие философские школы Милетская школа Школа Гераклита Пифагорейское братство Элейская школа Школа атомистов
Милетская школа Фалес Милетский 640/624-548/545 до н.э. Анаксимандр 610-547/540 до н.э. Анаксимен 585-525 до н.э.
Центральный вопрос Милетской школы Что есть начало всех вещей? Вода (Фалес) Апейрон (Анаксимандр) Воздух (Анаксимен)
Гераклит Эфесский 544-483 до н.э. Первоначалом является огонь Всеобщее развитие и изменение вещей, их борьба и переход в свои противоположности Всё течёт, всё изменяется В одну реку нельзя войти дважды Всё происходит через борьбу: борьба – отец всего
Пифагор Самосский 570-490 до н.э. Числа – основа и начало всякой вещи Суть каждого явления может быть записана в цифровом ряде
Элейская школа Ксенофан 570-475 до н.э. Парменид 540-450 до н.э. Зенон Элейский 490-430 до н.э.
Центральный вопрос Элейской школы Что есть есть? Все вещи есть, все они обладают бытием В философию вводится понятие бытия, лежащего в основе всех вещей мира Бытие есть основа реальности; оно вечно, цельно, неделимо, неподвижно и неуничтожимо
Школа атомистов Левкипп V в. до н.э. Демокрит 460-370 до н.э. Существуют два первоначала – бытие и небытие Бытие состоит из множества невидимых глазу атомов Существует пустота как пространство, где атомы могут двигаться
Период расцвета античной философии Софисты Учение Сократа Платонизм, или Академия Аристотелизм, или Ликей Фрагмент фрески Рафаэля «Афинская школа»
Софисты Протагор 490-420 до н.э. Горгий 483-375 до н.э. Софисты впервые поставили вопрос о человеке «Человек есть мера всех вещей» Протагор
Сократ (ок.470-399 до н.э.) Древнегреческий философ, учитель Платона, воплощённый идеал истинного мудреца в исторической памяти человечества «Я знаю, что ничего не знаю»
Жак-Луи Давид «Смерть Сократа» Основные идеи философии Сократа Внутренний мир человека важнее, чем природа. Познание начинается с самопознания. Девиз: «Познай самого себя и ты познаешь самое главное»
Основные идеи философии Сократа Путь к самопознанию - разум Истина существует, лучший путь её поиска – честный спор (диалектика) Умение принимать истину Сократ называл майевтикой Сомнение – важный элемент философии
Платон 427-347 до н.э. Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля, основатель своей школы – Академии, просуществовавшей около 900 лет
Учение Платона Бытие Наш мир не является истинным – он только искажённая тень настоящего мира Истинное бытие Платон называет миром идей Наш мир – мир теней, - это лишь копии, несовершенные слепки с идей
Платон «Притча о пещере» Большинство людей подобны связанным узникам, которые сидят в пещере спиной к выходу. Они видят перед собой на стене только тени проходящих сзади людей, проезжающих повозок, и им кажется, что то, что они видят – это и есть истинный и единственно возможный мир. Если их повернуть лицом к свету, к истинному миру, они зажмурятся и отвернутся, не признают его.
Учение Платона о познании Душа принадлежит обоим мирам – миру теней и миру идей До рождения человека она пребывала в идеальном мире, созерцая его красоту, следовательно, душа в своей глубине содержит истинное знание Душа, воплотившись в теле, забывает обо всём Понять, познать – значит вспомнить
Этика и политика Платона Душа состоит из трёх частей Разумная часть, содержит истинное знание Страстная часть Вожделеющая часть Высшая часть Низшие части
Идеальное государство Платона Правители – философы Воины Торговцы
Аристотель (384-322 до н.э.) Древнегреческий философ, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского, основатель философской школы - Ликей
Учение Аристотеля Аристотель не только развивает идеи Платона, но и спорит с ним. «Платон мне друг, но истина дороже». Аристотель
Основные идеи учения Аристотеля Мир един и сущность предмета находится в самой вещи Сущность предмета – это форма Три основания вещей: Материя Причина Цель
Этика Аристотеля Правило «золотой середины» Добродетель есть середина между крайностями - пороками В поведении необходимо знать меру и учиться обуздывать страсти разумом
Учение Аристотеля о политике Правитель должен придерживаться правил морали и быть справедливым Политика искажается и превращается в преступное действие, если власть используется для личных целей
Типы государственного устройства по Аристотелю Число правящих Идеальный тип (+) Искажённый тип ( - ) Правит один человек Монархия Тирания Правит группа людей Аристократия Олигархия Правит народ Полития Демократия
Философские школы периода заката и упадка античной философии Школа киников Киренская школа Школа стоиков Школа эпикурейцев Школа скептиков Неоплатонизм
Школа киников Антисфен (450-360 до н.э.) – основатель школы киников Диоген Синопский (ум.ок.330-320 до н.э.) Возвращение к простоте и естественности жизни и отказ от сомнительных завоеваний цивилизации Киник обладает духовной свободой и не зависит от норм общества Он намеренно живёт вне общества и горд своей «собачьей жизнью»
Киренская школа Аристипп из Кирены (ок.435-360 до н.э.) – основатель школы Мир непознаваем разумом, достоверны лишь наши чувства и ощущения Цель человека – достижение полного, устойчивого наслаждения
Школа стоиков Зенон Китийский 333-262 до н.э. Основатель школы Идеал стоиков – спокойствие и невозмутимость Стоик должен мужественно переносить удары судьбы и покоряться неизбежности
Школа эпикурейцев Эпикур из Самоса 341-270 до н.э. На первом месте - наслаждение Мир материален и состоит из атомов Высшие удовольствия – дружба и знание, идеал – безмятежность (атараксия) Высшие наслаждения – духовные наслаждения
Школа скептиков Пиррон из Элиды – основатель школы скептиков Нас обманывают и наши чувства, и наш разум Доказать ничего невозможно, никакой истины не существует
Неоплатонизм Плотин 204-270 гг. Начало всего сущего – Единое – божественно, сверхъестественно и потусторонне От Единого исходит яркий божественный свет, порождая всё многообразие мира Чем дальше от источника, тем слабее лучи. В месте смыкания тьмы возникает материя – тяжёлая и косная Душа человека томится в материальном мире Выход через экстаз – исступлённое состояние, когда душа устремляется к своему источнику Путь к экстазу – молчание и сосредоточение