ПРЕДМЕТ И ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ
Философия (от греч. phileo – люблю, sophia - мудрость) – «любовь к мудрости». Философ – не мудрец, а только любящий мудрость! Термин «философия» был впервые введен Пифагором.
Что такое философия? На этот вопрос отвечали по-разному: Искусство Наука Мудрость
Для Аристотеля – это «метафизика», «наука о первых причинах и началах»: Для Фихте – это «наукология», «наука наук»; Для Платона – искусство (наука) приготовления к смерти, познание истинного и вечного бытия; Для Сократа – это искусство открытия собственного незнания, осведомлённость в собственном незнании;
Для стоиков и эпикурейцев (поздние античные философские школы) – это искусство достойной и гармоничной жизни, достигаемое посредством разума; Для христианских богословов средневековья – философия это «мирская» мудрость, являющаяся ступенью к мудрости божественной (теологии, или богословию).
Современные мыслители, как правило, считают философию формой мировоззрения. Мировоззрение – система общих представлений о мире и месте человека в нём.
Основные компоненты мировоззрения Миропонимание (рациональная, интеллектуально-познавательная сфера); Мироощущение (чувственная, эмоционально-волевая сфера).
Основные типы мировоззрений: Мифологическое – форма общественного сознания, которая совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности. Для него характерны: Символизм и аллегоричность; Единство духовного и материального; Ассоциативный принцип мышления; Синкретизм Неотделимость мышления от эмоциональной, аффективной сферы.
Религиозное – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир; характерно поклонение этим силам. Свойственно разделение бытия на два мира: небесный (сакральный, священный) и земной (профанный). Религиозное мировоззрение опирается на веру, для него более характерна чувственная, образно-эмоциональная форма восприятия действительности.
Философское мировоззрение – опирается преимущественно на разум (более, чем на веру). Т.е. философия – это форма мировоззрения, в формировании которого определяющую роль играет разум (что роднит её с наукой). Философия обобщает, интегрирует другие науки, но не поглощает их, не включает в себя всё научное знание и не стоит над ним! *Выделяют также научное, обыденное и другие типы мировоззрений.
Специфика философского мышления: Рациональность (опора на знание); Логичность (внутреннее единство и системность); Теоретическая оформленность (четкие понятия, категории, законы); Рефлексивность (направленность мысли «на саму себя»); Несет отпечаток личности и эпохи конкретного мыслителя; Ограничено познавательными способностями человека, имеет «вечные» вопросы. Изучает не только предмет, но и механизм познания.
Основные разделы философии (философские дисциплины): Онтология – учение о бытии; Гносеология (эпистемология) – учение о познании; Философская антропология – учение о человеке; Социальная философия – учение об обществе; Этика – учение о нравственности; Эстетика – учение о прекрасном; Логика – учение о законах мышления; Аксиология – учение о ценностях; Герменевника – учение о толковании смыслов и т.д.
Функции философии: Мировоззренческая (формирует целостность картины мира); Методологическая (осуществляет выработку наиболее общих методов познания и освоения действительности); Мыслительно-теоретическая (учит концептуально мыслить и теоретизировать); Гносеологическая (изучает механизмы достоверного познания);
Критическая функция (подвергает сомнению, разрушает догмы, повышая достоверность знания); Аксиологическая функция (учит оценивать объект с точки зрения самых разных систем ценностей – социальных, нравственных, идеологических, эстетических...); Социальная функция (объясняет, осмысливает различные аспекты общественной жизни и способствует её преобразованию); Гуманистическая функция (формирует гуманистические ценности и идеалы, выполняет адаптационную и жизнеутверждающую роль);
Прогностическая функция (прогнозирование общих тенденций развития материи, сознания, человека, природы, общества и мира в целом); Практическая функция (выработка смысла, целей, правил, принципов и механизмов практической деятельности человека); Культурно-транслирующая (обобщение и передача от поколения к поколению важнейших достижений духовной культуры человечества).
«Основной вопрос» и направления философии «Основным вопросом» философии обычно называют вопрос об отношении мышления (сознания) к бытию (материи) и бытия – к мышлению. Материя и сознание (дух) – две неразделимые и в то же время противоположные характеристики бытия.
В зависимости от того, как решается «основной вопрос», т.е. что первично – материя или сознание, выделяют следующие направления в философии: Материализм Идеализм Дуализм Деизм
Материализм: С т.зр. материализма, материя первична, а сознание (дух) вторичен, т.е. это производное от материи. Отдельно выделяют: Наивный материализм, или натурфилософию – созерцательный материализм Древнего мира; Диалектический материализм – основанный на диалектических рассуждениях (Маркс, Энгельс, Ленин...); Вульгарный материализм – крайний материализм, сведение сознания к физиологическим функциям («Мысль протекает в мозге, как в печени желчь» - Фохт).
Идеализм С т.зр. идеализма, сознание (дух) первичен, а материя – вторична. Выделяют: Объективный идеализм; Субъективный идеализм.
Объективный идеализм: Первичен духовный мир, находящийся за пределами моего сознания (т.е. в объективном мире) – «Мир Идей», Бог, Абсолют, Мировой Разум и т.д. Представители: Платон, Лейбниц, Гегель, Фома Аквинский и т.д..
Субъективный идеализм: Первичен духовный мир человеческого сознания. Объективный мир, по меньшей мере, зависит от индивидуального человеческого сознания. Солипсизм – крайний вариант субъективного идеализма: всё существует только в моём сознании. Вне моего сознания нет ничего.
Дуализм Дуалисты считают, что материя и дух (сознание) равноправны и существовали всегда (ни один из них не мог предшествовать другому). Представители: Аристотель, Декарт.
Деизм Деисты верят, что Бог есть, он сотворил этот мир (в этом они едины с объективными идеалистами), дал этом миру законы, по которым он должен развиваться, но потом отстранился и больше не вмешивается в его существование. Представители: Жан-Жак Руссо, Вольтер.
Познаваем или непознаваем этот мир? Мир познаваем (гностицизм): Гностицизм подразделяется на эмпиризм (главное в познании - опыт) и рационализм (главное в познании - разум). Мир непознаваем (агностицизм). Представители агностицизма – Беркли, Юм, Кант.
Доклады к семинарскому занятию: Жизнь и философия доктора Альберта Швейцера; Сообщение по любому из разделов философии (этика, эстетика, аксиология и т.д.); «Философия и медицина: точки соприкосновения».
Рекомендуемая литература по курсу философии: Дарио Антисери и Джованни Реале. Западная философия от истоков до наших дней (4 тома); История философии. Запад-Россия-Восток (4 тома); Философия. Учебник. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко; Философия. Учебник. Отв. редакторы Губин, Сидорина, Филатов. Диоген Лаэртский О жизни, учениях и изречениях знаменитых (греческих) философов.
Энциклопедические словари: Новейший философский словарь (Минск); Новая философская энциклопедия в 4 томах.