Проблема человека в истории философии
Учение о человеке – Антропология от греч. Antropos – человек и logos – учение Философская антропология изучает наиболее общие проблемы человеческого бытия, специфику существования человека как вида
Философская антропология 20-е годы ХХ в. Германия Основоположник - Макс Шелер, Значительный вклад внести Г. Плесснер, А. Гелен и др. Основой философской антропологии стали общие догадки Ф. Ницше о том, что человек не является биологическим совершенством, человек - это нечто несостоявшееся, биологически ущербное. Современная Ф. А. - сложное и противоречивое явление, в ней уживается множество школ, соперничающих друг с другом, и часто представляющих противоположные мнения о человеке.
Макс Шелер, основатель антропологии "Вопросы: "Что есть человек и каково его положение в бытии?" считал более существенными и центральными, чем любой другой философский вопрос. По мнению Шелера, Ф. А. - это наука о метафизическом происхождении человека, о его физическом, духовном и психическом началах в мире, о тех силах и потенциях, которые им движут и которые он приводит в движение.
Основные проблемы Ф. А.: сущность и существование человека соотношение биологического и социального в природе человеке происхождение и процесс эволюции человека (Антропогенез) взаимосвязанный процесс эволюции человека и общества (Антропосоциогенез)
Этапы в изучении человека Эрнст Кассирер выделял 4 этапа в изучении человека: 1) изучение человека метафизикой (античность). 2) изучение человека теологией (средневековье), 3) изучение человека математикой и механикой (Новое время). 4) изучение человека биологией.
Концепции происхождения человека Концепции естественного происхождения человека (эволюционная – Ч.Дарвин, трудовая – Ф.Энгельс ); Концепции сверхприродного начала (человек как творение Бога или Космоса)
Человек в древневосточной философии «Стертость" личностного начала, его "безликость" и подчиненность всеобщему. Каждое "я" мыслилось как продолжение иного "я". Человек есть часть единства / целого. Целью и смысл жизни – достижение высшей мудрости, соединенной с истиной Величайшего. Основа образа жизни - приспособление человека к обществу, государству, старшему по чину или возрасту.
Человек в античной философии Человек – часть космоса, микрокосм; Главный признак человека – разумность Сократ – сформулировал принцип этического рационализма Аристотель выделял два признака, отличающих человека от животного, - разумность и социальность Платон – основоположник антропологического дуализма души и тела
Человек в философии Сократа Сократ – основоположник западноевропейской антропологии и этики. Сформулировал принцип этического рационализма Центральное место – учение о человеческой душе и разуме. Главная цель философствования – самопознание.
Человек в средневековой философии Человек – часть миропорядка, установленного Богом; Существо изначально противоречивое (душа и тело) Главный признак человечности – любовь к Богу; Идея греховности человека. Довольно высокий уровень оценки его сущности, жизнедеятельности, назначения в мире. Идея духовности и осмысленности человеческой жизни, ее возвышенности над эмпирической повседневностью.
Августин Блаженный(Аврелий) Человек сделался похожим на дьявола тем, что живет сам по себе… Когда человек живёт не по богу, он подобен дьяволу. Решающее для человека значение имеют воля, любовь, вера, надежда.
Философия человека в эпоху Возрождения Антропоцентризм Вера в безграничные возможности человека Человек - единство божественного и природного (души и тела) художник, творец своей жизни и судьбы определяющий фактор жизни - воля
Человек в Новое время Расцвет наук (механики, физики, математики) определил рациональное / натуралистическое истолкование человеческой природы Человеческий организм – специфическая машина, которая заводится аналогично часовому механизму (Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро). Признание автономии человеческого разума в познании собственной сущности
Иммануил Кант Человек - существо, принадлежащее двум мирам - миру природной необходимости и миру нравственной свободы. Различает антропологию в "физиологическом" и "прагматическом" отношениях: первая исследует то, что делает из человека природа, вторая - то, что человек, как свободно действующее существо, делает или может и должен делать из себя сам.
Философия человека в XIX веке В философии человека ХIХ века можно выделить несколько особенностей: 1) углубление изучения духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С. Кьеркегор, В. Дильтей, Ф. Ницше); 2) формирование целостного взгляда на общественную жизнь, на отношение общества и человека (О.Конт, Г.Спенсер, К.Маркс); 3) антиметафизическую направленность появляющихся с середины XIX века концепций человека.
Философия ХХ века. Фрейдизм и неофрейдизм Фрейдизм - объяснял явления, относящиеся к человеку, обществу, культуре , на основе учения З. Фрейда о бессознательном. Неофрейдизм - это философское и психологическое направление, отмежевавшееся от ортодоксального фрейдизма. Благодаря фрейдизму и неофрейдизму получили рациональное объяснение многие явления общественной и индивидуальной жизни, которые прежде были совершенно непонятными.
Философия человека в наши дни XVIII Всемирный философский конгресс 1988 г. Англия Выводы: необходим критический анализ традиционных представлений о природе человека исчерпывающее определение сущности (природы) человека дать невозможно.