Особенности культурно-исторической ситуации. Культура Возрождения и идеи реформаторства. Особенности культурно-исторической ситуации. Культура Возрождения и идеи реформаторства. Основные характеристики мира образования в Эпоху Возрождения. Открытость мира, мир чувственного опыта. От слова книжного – к чувственному опыту. Открытость судьбы человека против предопределенности Средневековья. virtus и "виртуозность" (virtu) человека Ренессанса. Театрализация жизни. Гуманизм и его влияние на образование. Критика средневекового образования(Э.Роттердамский , М.Монтень, Ф.Рабле). Философия образования: идеал человека, понимание природы знаний и целей образования. Развитие науки. Образовательные проекты Возрождения Культурно-исторические формы образовательной практики
1.Особенности культурно-исторической ситуации. Культура Возрождения и идеи реформаторства. 2.Основные характеристики мира образования в Эпоху Возрождения. Открытость мира, мир чувственного опыта. От слова книжного – к чувственному опыту.
Мир кардинально изменяется во всех смыслах. Всеобщее ощущение открытости, распахнутости мира выражает умонастроения людей. Открытия, открытость, устремленность за горизонт - доминанта культуры
Античность – мир полисов, духовная замкнутость Античность – мир полисов, духовная замкнутость Средневековье - мир города, мир замка, Земля Центр солнечной системы, устойчивость, центроустремленность Возрождение – границы мира непрерывно раздвигаются и географически и духовно.
Эпоха географических открытий - «Каждый час можно было ждать ошеломляющих открытий» (1492 г. – открытие Америки) Эпоха географических открытий - «Каждый час можно было ждать ошеломляющих открытий» (1492 г. – открытие Америки) Эпоха Коперниканского переворота. Н.Коперник (1473-1543) Эпоха религиозного реформаторства. Мартин Лютер(1483-1546) и Ж. Кальвин (1509-1564). Развитие науки
Н.Коперник (1473-1543) Н.Коперник (1473-1543)
Джироламо Кардано (1501 – 1576) - Джироламо Кардано (1501 – 1576) - великий математик и физик писал в конце своей жизни о величайшем счастье, которое выпало на его долю: «Я родился в век, когда был открыт весь земной шар, тогда как в древности было известно немного более одной трети, кроме того были открыты такие чудеса мира, как компас, магнит и книгопечатание»( Дж.Кардано «О моей жизни»)
Средневековое общество – это традиционное общество. Следование традициям, происхождение (древность рода)- ценности культуры. Средневековое общество – это традиционное общество. Следование традициям, происхождение (древность рода)- ценности культуры. Возрождение: человек на перекрестке традиций и культур. Возвращение к наследию Античности привело к столкновению как минимум двух традиций и более, человек оказывается в состоянии выбора.
Идеалы воспитания Гуманисты заново открыли, как много для культуры и образования сделали античные Греция и Рим. Стремясь подражать им, они и называли свое время "Возрождением", то есть восстановлением античной традиции. В греко-римской культуре видели отражение всего лучшего, что есть в человеке и природе. А.Н. Джуринский ИСТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Педагогическая триада Возрождения Педагогическая триада Возрождения (классическое образование, физическое развитие, гражданское воспитание) включает три основных слагаемых: античность, средневековье и идеи - предвестники нового общества.
Мартин Лютер (1483-1546) Ма ртин Лю тер (нем. Martin Luther) — христианский богослов, инициатор Реформации, ведущий переводчик Библии на немецкий язык. Его именем названо одно из направлений протестантизма.
Мартин Лютер С 1983 г., когда было отмечено 500-летие со дня рождения Мартина Лютера, он был причислен к числу титанов эпохи Возрождения и назван человеком, совершившим «революцию духа».
Реформация В XVI в. в Западной и Центральной Европе развернулось широкое общественное движение Реформации, принявшее форму борьбы против римско-католической церкви. Реформация сформулировала свое понимание природы и путей воспитания человека, которое отличалось от взглядов гуманистов Возрождения и католической ортодоксии.
Реформация Реформация провозгласила принцип индивидуальности, "самости" человека, несущего личную ответственность перед Богом. Критический и гуманистический настрой Реформации имел важные последствия для школы и педагогики.
Протестантская реформация – между человеком и богом не должно быть толкователей, недоверие книжникам. Протестантская реформация – между человеком и богом не должно быть толкователей, недоверие книжникам. Введение преподавания на родных языках – это целая революция в ментальности. Отказ от латыни. Тексты становятся доступными. Знания священны, но не в смысле Средневековья, а в другом смысле – они основа судьбы и возвышения человека, овладение знаниями поднимает человека до уровня Бога
Собирательство, коллекционирование Собирательство, коллекционирование Расцвет живописи Книгопечатание
От природы творящей – к природе сотворенной, от естественного к искусственному, созданному человеком ( механика и др. изобретения) От природы творящей – к природе сотворенной, от естественного к искусственному, созданному человеком ( механика и др. изобретения)
3.Открытость судьбы человека против предопределенности Средневековья. virtus и "виртуозность" (virtu) человека Ренессанса. Театрализация жизни.
Открытость судьбы человека Открытость судьбы человека Человек строит свою судьбу сам. Формируется новый слой общества – гуманисты. «Оциум» – ленивый досуг монахов и «негоциум» - трудовой досуг гуманистов Жажда самовыражения
Театрализация жизни Ренессансное общество имеет ярко выраженный театральный характер, как разного рода церковные службы и процессии в период средневековья.
Весь мир - театр Одной из самых плодотворных ренессансных идей явилась идея театра как "зеркала мира", как универсальной его формы и модели. "Весь мир — театр", - эта формула, произнесенная персонажем Шекспира - меланхоликом Жаком в комедии "Как вам это понравится", послужила выражением универсального значения театра в складывающейся культуре Нового времени.
Антропоцентризм Возрождения В основе антропоцентризма лежит акт воли, полагание себя собой своими действиями, более того, такая личностная деятельность, которая понимается теперь, в новых исторических обстоятельствах, как превышение возможностей человека, как героическая, т.е. стоящая на границе профанного и сверхъестественного мира форма существования. Преступающий собственные пределы может совершать это в различных сферах, в том числе, в качестве мага и художника.
virtus И "виртуозность" (virtu) ЧЕЛОВЕКА РЕНЕССАНСА деятельность Человека Ренессанса определялась греческим понятием "арете", либо латинским virtus, имеющего смысл римского понятия доблести, которая на итальянском языке обретает значение "виртуозности" (virtu), или доведенного до совершенства деяния.
"Виртуозный" человек Ренессансный идеал соответствия микрокосма макрокосму выдвигал на первый план "виртуозного" человека в области дипломатии, политики и вообще всякой деятельности, требующей искусности. "Виртуозный" человек - это человек представительный, публичный, он становится актером на сцене жизни. Но он не просто лицедействует, он еще и пишет связный текст своей жизни, а также режиссирует, направляет действия других персонажей в представлении "театра жизни".
Воплощением высокого Возрождения являлись работы художников Рафаэля, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Воплощением высокого Возрождения являлись работы художников Рафаэля, Леонардо да Винчи и Микеланджело. Все три этапа искусства Возрождения величественно выражены Ф.Брунеллески, Д.Браманте и А.Палладио в Италии, Я.Эйк, И.Босх и П.Брейгель – в Нидерландах, а А.Дюрер, Грюневальд, Л.Кранах и Х.Хольбейн - в Германии.
4.Гуманизм и его влияние на образование. Критика средневекового образования (Э.Роттердамский, М.Монтень, Ф.Рабле). Философия образования: идеал человека, понимание природы знаний и целей образования. Развитие науки. Образовательные проекты Возрождения
Отдельно выделим литераторов У.Шекспир, Ф.Петрарка, Ф.Рабле и Сервантес, которые не только в значительной степени формировали литературный язык своих наций, они еще основоположники современных романа, лирики и драмы. Вместо анонимности, характерной для средневековья, творчество эпохи Ренессанс авторское и индивидуальное. Отдельно выделим литераторов У.Шекспир, Ф.Петрарка, Ф.Рабле и Сервантес, которые не только в значительной степени формировали литературный язык своих наций, они еще основоположники современных романа, лирики и драмы. Вместо анонимности, характерной для средневековья, творчество эпохи Ренессанс авторское и индивидуальное.
В творчестве Франческо Петрарки определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. В творчестве Франческо Петрарки определился поворот к новой культуре и иным духовным ценностям. Он был подлинным зачинателем Ренессанса. Именно с его деятельности началось воссоздание античной культуры, изучение литературных памятников, поиск античных рукописей. Петрарка был не только ученым, но и видным философом, политическим деятелем, фактически первым в истории Европы интеллектуалом. Он поставил знание на такую высоту, что в 1349 был торжественно увенчан лавровым венком на Капитолии в Риме, подобно античным героям. .
Для современников Петрарка стал одновременно символом и идеальной личностью новой культуры. Он провозгласил принцип необходимости овладения культурным наследием античности, но эта задача предполагала формирование нравственно совершенного, духовно обогащенного и интеллектуально развитого человека. Для современников Петрарка стал одновременно символом и идеальной личностью новой культуры. Он провозгласил принцип необходимости овладения культурным наследием античности, но эта задача предполагала формирование нравственно совершенного, духовно обогащенного и интеллектуально развитого человека.
Творчество деятелей Возрождения проникнуто верой в безграничные возможности человека, его воли и разума, отрицанием католической схоластики и аскетизма
Философия эпохи Возрождения раскрывается в гуманистической мысли (Ф.Петрарка, Л.Валла Мирандола, Д.Манетти, М.Фичино, Т.Кампанеллы и Пико), движением за обновление религии (М.Лютер, У.Цвингли и Ж.Кальвин), теориях государства (Н.Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Т.Мора и Т.Кампанеллы), натурфилософии (Л.Винчи, Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилея и Д.Бруно). Философия эпохи Возрождения раскрывается в гуманистической мысли (Ф.Петрарка, Л.Валла Мирандола, Д.Манетти, М.Фичино, Т.Кампанеллы и Пико), движением за обновление религии (М.Лютер, У.Цвингли и Ж.Кальвин), теориях государства (Н.Макиавелли, Ф. Гвиччардини, Т.Мора и Т.Кампанеллы), натурфилософии (Л.Винчи, Н.Коперник, И.Кеплер, Г.Галилея и Д.Бруно).
Философия и практика гуманизма; Философия и практика гуманизма; Философия неоплатонизма (критика Аристотеля и схоластики); Натурфилософское направление (Ф.Бекон и др., колыбель научного мировоззрения)
Эразм Роттердамский (1469 — 1536) Крупнейший учёный, философ Северного Возрождения, прозванный «князем гуманистов».
Эразм Роттердамский "Похвала глупости" Один из "властителей дум" Возрождения - Эразм Роттердамский в сатирическом сочинении "Похвала глупости" высмеивал нравы и пороки тогдашнего общества - невежество, тщеславие, лицемерие. Враг религиозного фанатизма, Эразм склонялся к свободе вероисповедания, отстаивал природное равенство людей.
Эразм Роттердамский "О первоначальном воспитании детей" В своем основном педагогическом трактате "О первоначальном воспитании детей", а также в других трудах по вопросам воспитания ("О благовоспитанности детей", "Беседы", "Метод обучения", "Способ писать письма") Эразм определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд).
Франсуа Рабле (1494-1553) Франсуа Рабле (1494-1553) Франсуа Рабле в своем гротескном романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" критикует схоластическое обучение, средневековый аскетизм, противопоставив им гуманистические идеалы.
Критика устоев Средневековья Мишель Монтень (1533-1592) Основной труд великого француза «Опыты» содержит идеи, созвучные' современному личностно ориентированному образованию.
Мишель Монтень (1533-1592) Мишель Монтень (1533-1592) Утверждается необходимость отказа от принуждения и насилия, безграничной власти учителя. Нужно «учить искать смысл изучаемого», излагать ученику «альтернативные воззрения», предоставлять «самостоятельный выбор», «будоражить» его ум, возбуждая «сомнение», преподавать методом «собеседования».
Мишель Монтень (1533-1592) Мишель Монтень (1533-1592) В противоположность Платону считал, что не душа упражняется вместе с телом,а наоборот. Цель воспитания и обучения - образование личности ученика. Цель нравственного воспитания у Монтеня - не привить мораль, а помочь растущему человеку любить делать хорошее. Монтень утверждает этику ненасилия: совесть - нормы и ценности, признанные личностью своими. Сам критично рассматривает собственные мысли, раздумывает над ними, спорит с собой и античными авторитетами.
Принцип гуманизма: в центре человек, самоформирование человека, ответственность человека за свою судьбу, индивидуальность. Утопический гуманизм: Томас Мор (1478-1535), Томазо Кампанелла (1568-1639); Прагматический гуманизм (развитие человека в соответствии с требованиями жизни). Принцип гуманизма: в центре человек, самоформирование человека, ответственность человека за свою судьбу, индивидуальность. Утопический гуманизм: Томас Мор (1478-1535), Томазо Кампанелла (1568-1639); Прагматический гуманизм (развитие человека в соответствии с требованиями жизни). Природосообразность – деятельная природа человека, непосредственное обращение к природе и ее изучение без посредства книжного знания монахов, внимание к телесности и здоровью человека «В здоровом теле – здоровый дух» Культуросообразность – возрождение культуры Античности, поиск новых ценностей, культурное самоопределение. Принцип деятельности, методологизм - знания – из опыта, эксперимента, полученные на основе метода, т.е правильным образом организованной деятельности
5.Культурно-исторические формы образовательной практики
Витторино да Фельтре (1378-1446) Витторино да Фельтре (1378-1446) В. да Фельтре организовал в прекрасном дворце школу «Дом радости» (г. Мантуя, Италия), в основу которой положил принципы гуманистической педагогики, здесь много внимания уделялось играм, развитию физических и духовных сил человека. В ней учились кроме детей герцога еще около 70 неимущих учеников по выбору Витторино. Принципиально новым было совместное обучение мальчиков и девочек. В школе развивались интеллектуальные способности, давалось эстетическое воспитание, сохранялись элементы рыцарского воспитания. Но многое носило дух аскетизма. В. да Фельтре считал, что аскетизм укрепляет добродетель.
Гуарино Гуарини из Вероны (1374-1460) Гуарино Гуарини из Вероны (1374-1460) Г. Гуарини создал школу в Ферраре. Цель - подготовить своих питомцев к будущей профессии. В 1436 году стал профессором риторики, латинского и греческого языков университета Феррары. Его метод преподавания был столь прославлен, что студенты прибывали к нему со всех концов Италии и даже из Англии. Некоторые из них, в частности Витторино да Фельтре, позднее стали известными учёными. Составленные Гуарино программы изучения латинского и греческого языков в прозе и стихах, классических текстов, курс грамматики использовались на протяжении последующих четырёхсот лет.
Гуарино Гуарини да Верона, Гварино Веронезе (итал. Guarino Veronese, Guarino da Verona, «Веронец»; декабрь 1370 или 1374, Верона — 14 декабря 1460, Феррара) — итальянский поэт, переводчик, гуманист.
Организаторы массового обучения принадлежали, как правило, к неортодоксальным направлениям христианской религии, большое влияние на преобразование школ оказала реформа М.Лютера
Идеи религиозного реформаторства как основание реформирования образования. Проект Мартина Лютера В немецких городах накануне Реформации были начальные и латинские школы, а также университеты. Но системы образовательных учреждений, так же как и обязательного обучения, не существовало. В сельской местности школы вообще отсутствовали. Согласно проекту Лютера, структура учебно-воспитательного процесса состояла из следующих ступеней: а) семейное обучение и воспитание; б) воспитание и обучение, полученное в начальной школе; в) образование в особых или еще называемых им школах повышенного типа; в) обучение в университетах, подвергнутых перестройке в духе протестантского учения.
Идеи религиозного реформаторства как основание реформирования образования. Проект Мартина Лютера Особым местом образования и воспитания всего населения в эпоху Реформации стала обновленная церковь. В «Проповеди о том, что нужно посылать детей в школу» Лютер обстоятельно изложил своё видение роли проповедников в жизни христианского общества и значимости их служения. Цели и задачи воспитания и образования, а также обращение внимания нового богословия на внутренний мир верующего нашли свое выражение в принципах протестантской педагогики, которые в целом следовали традициям средневековой классики.
Идеи религиозного реформаторства как основание реформирования образования Важным принципом протестантской педагогики стало признание идеи равенства всех людей перед Богом. Она (эта идея) нашла выражение в учении Лютера о церкви как сообществе всех христиан (в протестантизме, в отличие от католицизма и православия, верующие не делятся на мирян и духовенство). Лютеровская педагогика отрицала сословный подход в обучении и провозглашала в качестве нормы обязательность начального образования для всех детей, вне зависимости от пола (мальчики и девочки), социального происхождения и положения. Педагог Мартин Лютер рекомендовал учитывать пол, возрастные и индивидуальные особенности учеников, делать ставку на развитие способностей каждого из них.
Первые гимназии появились в Германии. Отцом этих учебных заведений был Ф.Меланхтон. В "Саксонском учебном плане" предусматривалась третья ступень обучения, которая вместе с низшей и старшей городскими школами становилась гимназией. На этой ступени предполагалось обучать наиболее одаренных учащихся. В 20 -х гг.. XVI в. многие городские школы были преобразованы в гимназии.
Филипп Меланхтон Фи липп Мела нхтон (нем. Philipp Melanchton; 16 февраля 1497, Бреттен— 19 апреля 1560, Виттенберг) — немецкий гуманист, теолог и педагог, евангелический реформатор, систематизатор лютеранской теологии, сподвижник Лютера.
Символом гуманистического образования оказалась гимназия созданная в 1537 году в Страсбурге И.Штурмом (1507-1589 гг.). Альфой и омегой обучения являлись классические языки и литература. В гимназию стекались сотни учеников. В 1578 году тут обучалось около 3 000 человек от 7 до 16 лет. Символом гуманистического образования оказалась гимназия созданная в 1537 году в Страсбурге И.Штурмом (1507-1589 гг.). Альфой и омегой обучения являлись классические языки и литература. В гимназию стекались сотни учеников. В 1578 году тут обучалось около 3 000 человек от 7 до 16 лет. В гимназии прибегали к оригинальным методическим приемам: в ходу были персональные словари по древним языкам. Главными предметами были: латинский язык, богословие, греческий язык, риторика, диалектика, обучали: математике, литературе, древнегреческому и древне европейским языкам.
На фоне суровой, палочной педагогики, приемы воспитания в некоторых школах выглядели свежо и ново. Так в школе в Гейдельберге, которой руководил Фридланд Троцендорф (1490 - 1556 гг.) существовало подобие школьного самоуправления. На фоне суровой, палочной педагогики, приемы воспитания в некоторых школах выглядели свежо и ново. Так в школе в Гейдельберге, которой руководил Фридланд Троцендорф (1490 - 1556 гг.) существовало подобие школьного самоуправления. Ученики жили "республикой" избирая "сенат", "консулов", "трибунов", "цензоров". Было шесть классов делившихся на подразделения. Каждый класс назначал "квестора" помогавшего поддерживать дисциплину и "эфора" ведавшего раздачей еды и трапезы. Глава школы носил титул "несменяемого диктатора". Провинившиеся учащиеся несли ответ перед представителями "республики". Ученики оказывали помощь отстающим. Старшеклассники вели уроки. Главный предмет: готический язык. Изучали: греческий и латинский языки, диалектику, риторику, философию, музыку. Делалась литературная подготовка.
Возникают народные школы, народные университеты и академии. Популяризация знаний. Возникают народные школы, народные университеты и академии. Популяризация знаний.
Образовательные системы эпохи Возрождения отбрасывали церковно-аскетический идеал. Образовательные системы эпохи Возрождения отбрасывали церковно-аскетический идеал. Идеал Возрождения : человек, живущий полноценной жизнью, главным было раскрытие детской природы.
Литература Джуринский А.Н. История педагогики и образования: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальностям: «Педагогика и психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / А.Н. Джуринский – М. : Гуманитар. изд. центр Владос, 2010 – 400 с. Баткин Л. М. Итальянские гуманисты: стиль жизни и стиль мышления.- М.: Наука, 1978