Михаил Васильевич Нестеров, Философы (о. Павел Флоренский и Сергей Николаевич Булгаков)
В.В. Зеньковский, История русской философии, т. 1-2. В.В. Зеньковский, История русской философии, т. 1-2. Н.O. Лосский, История русской философии. Н.А. Бердяев, Русская идея. Ф. Коплстон, Философия в России (от Герцена до Ленина и Бердяева). Б.В. Яковенко, История русской философии. М.М. Маслин, А.Ф. Замалеев, С.М. Половинкин, Л.Е. Шапошников, И.И. Евлампиев, К. Антонов...
Общее введение в русскую философию; Русская мысль до периода систем Общее введение в русскую философию; Русская мысль до периода систем Вера и знание: В.С. Соловьев, Н.О. Лосский Философия и апофатизм: о. П. Флоренский, С.Л. Франк Экзистенциальная философия: Н.А. Бердяев, Лев Шестов Философские споры: Имяславский спор Неопатристический синтез
1755 – Московский университет (А.А. Введенский) 1755 – Московский университет (А.А. Введенский)
Григорий Сковорода (1722–1794) Григорий Сковорода (1722–1794) Владимир Соловьев (1853–1900) – первая философская система не ранее XVIII века century
Восточно-христианская (византийская) Восточно-христианская (византийская) (богословско-мистическая – философия в рамках богословия) Философия как мудрость, образ жизни Ярослав Мудрый (ок. 1037) Западная (теоретическое умозрение) Возрождение, Просвещение, XIX век
Тесная связь философии и религии Тесная связь философии и религии
Антропология: Антропология: человек есть творение Божие, член Церкви, концепция обожения Гносеология: “обновление ума”, Логос Метафизика: всеединство Натурфилософия: космизм Философия науки: цельное знание
“Православие не имело “Православие не имело своего века схоластики, оно пережило только век патристики” “Православие есть, прежде всего, ортодоксия жизни, а не ортодоксия учения” (Николай Бердяев)
Первая философская терминология: Первая философская терминология: природа, сущее, вселенная, закон, идея и т.п.
Высшие достижения Греции составляли ее искусство и наука логики. Молодая Россия жадно впитывала первое и игнорировала вторую” Высшие достижения Греции составляли ее искусство и наука логики. Молодая Россия жадно впитывала первое и игнорировала вторую” (Николай Зернов) “умозрение в красках” (Евгений Трубецкой)
“Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть “Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: “Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог”
Декоративный символизм, аллегоризм Декоративный символизм, аллегоризм Влияние итальянского искусства, 1554 – Стоглавый собор “Рационализирование иконы”: “Икона становится слишком литературной, начинает изображать скорее идеи, чем лики; самая религиозная идея слишком часто тонет, теряется и расплывается в художественной хитрости и узорочьи форм. Икона в это время нередко обращается в прямую иллюстрацию к литературным текстам, иногда библейским, иногда житейским и апокрифическим” (Гергий Флоровский, Пути русского богословия, 1937)
Софиология
познание сущего как такового, т.е. познание природы сущего; познание сущего как такового, т.е. познание природы сущего; познание Божественных и человеческих вещей, т.е. видимого и невидимого; помышление о смерти, как произвольной так и естественной; уподобление Богу. Уподобляемся же мы Богу через мудрость, т.е. через истинное познание добра; искусство из искусств и наука из наук; любовь к мудрости; Бог же есть истинная мудрость. Таким образом любовь к Богу есть истинная философия.
Слово о законе и благодати - Слово о законе и благодати - Митрополит Иларион Между 1037 и 1050 Софийский собор в Киеве
Религиозный: “секуляризация внутри церковного сознания, идущая без разрыва с Церковью” (Григорий Сковорода) Религиозный: “секуляризация внутри церковного сознания, идущая без разрыва с Церковью” (Григорий Сковорода) Светский (вторая схоластика) Преодоление недоверия к рациоанльному началу в богословии Философия становится более независимой и автономной дисциплиной
Писал на церковно-славянском Писал на церковно-славянском “Мир ловил меня, но не поймал” «Что есть философия? Ответ: пребывать с самим собой, с собой уметь разговаривать» Сочинения: Наркісс. Разглагол о том: узнай себе Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко Диалог, или разглагол о древнем мире Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире
“Сердце твое есть голова внешностей твоих. А когда голова, то сам ты есть твое сердце” “Сердце твое есть голова внешностей твоих. А когда голова, то сам ты есть твое сердце” «Главная цель человеческой жизни – дух человека, мысли, сердце. Каждый имеет свою цель в жизни, но не каждый главную, т.е. не каждый заботится о голове жизни... Философия является любовью к мудрости, она направляет все к тому, чтобы дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, свет мыслям»
Человек есть микрокосм, Человек есть микрокосм, «маленький мир», мирок, в котором «метафизически заключено все реальное» Микрокосм сроден макрокосму: мир таков, каким человек его переживает ««Познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека – все сие одно значит»
Макрокосм Макрокосм Микрокосм Символический мир (Библия, мифы и т.п.): «Есть же три мира. Первый является всеобщее и мир населен, где живет все рожденное. Этот, составленный из несчетных мир-миров, и есть большой мир. Другие два частичные и малые миры. Первый - микрокосм, то есть мирок, малый мир или человек. Второй мир символический, то есть Библия»
“Не он ли бытие всему? Он в дереве истинное дерево, в траве трава, в музыке музыка, в доме дом, в теле нашем перстном новое есть тело и точность или глава его. Он всячина есть во всем, потому что истина есть господня; господь же, дух и бог — все одно есть. Он един дивное во всем и новое во всем делает сам собою, и истина его во всем вовеки пребывает; прочая же вся крайняя наружность не иное что, токмо тень его, и пята его, и подножие его, и обветшающая риза...” “Не он ли бытие всему? Он в дереве истинное дерево, в траве трава, в музыке музыка, в доме дом, в теле нашем перстном новое есть тело и точность или глава его. Он всячина есть во всем, потому что истина есть господня; господь же, дух и бог — все одно есть. Он един дивное во всем и новое во всем делает сам собою, и истина его во всем вовеки пребывает; прочая же вся крайняя наружность не иное что, токмо тень его, и пята его, и подножие его, и обветшающая риза...”
“Все три мира состоят из двух едино составляющих естеств, называемых материя и форма. Сии формы у Платона называются идеи, сиречь видения, виды, образы. Они суть первородные миры нерукотворенные, тайные веревки, преходящую сень, или материю, содержащие” “Все три мира состоят из двух едино составляющих естеств, называемых материя и форма. Сии формы у Платона называются идеи, сиречь видения, виды, образы. Они суть первородные миры нерукотворенные, тайные веревки, преходящую сень, или материю, содержащие”
“Первый русский университет” (A. Пушкин) “Первый русский университет” (A. Пушкин) «Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир»
«Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии» «Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии»
Екатерина II (1762-1796) – “философ на престоле”: переписка с Дидро, д’Алембертом, Вольтером… Екатерина II (1762-1796) – “философ на престоле”: переписка с Дидро, д’Алембертом, Вольтером… 1780–1785 первые переводы Платона Российская академия наук, 1724
Духовные академии: Духовные академии: 1809 – Санкт-Петербург 1814 – Москва 1819 – Киев 1842 – Казань
О. Федор Голубинский (1797–1854) О. Федор Голубинский (1797–1854) Виктор Кудрявцев-Платонов (1828–1891) Памфил Юркевич (1827–1874)
Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия (1860): Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия (1860): Сердце есть центр духовной жизни человека „сердце может выражать, обнаруживать и понимать совершенно своеобразно такие душевные состояния, которые по своей нежности, преимущественной духовности и жизненности не поддаются отвлечённому знанию разума”
Сочинения: Сочинения: О возможности и необходимости новых начал для философии Девятнадцатый век Влияние отцов Церкви, Шеллинга, Гегеля
„Они дали новый толчок этому мышлению, создав два упрощенных идеологических конструкта, “образ России” и “образ Запада”: Россия – патриархальный традиционалистский мир, живой, но а-историчный, статичный, обращенный к ценностям прошлого; Запад – мир динамики, развития, совершенствования, устремленный к будущему и безжалостный к настоящему” „Они дали новый толчок этому мышлению, создав два упрощенных идеологических конструкта, “образ России” и “образ Запада”: Россия – патриархальный традиционалистский мир, живой, но а-историчный, статичный, обращенный к ценностям прошлого; Запад – мир динамики, развития, совершенствования, устремленный к будущему и безжалостный к настоящему” „в цельном мышлении при каждом движении души все ее струны должны быть слышны в полном аккорде, сливаясь в один гармонический звук”
Критика западнго рационализма Критика западнго рационализма Интеграция всех сфер (воли, разума, интуиции, эстетического чувства): „Но потому ли, что христиане на Западе поддались беззаконно влиянию классического мира, или случайно ересь сошлась с язычеством, но только римская церковь в уклонении своем от восточной отличается именно тем же торжеством рационализма над преданием внешней разумности, над внутренним духовным разумом” „Ибо что это была бы за религия, которая не могла бы вынести света науки и сознания? Что за вера, которая несовместна с разумом?”
„В православной церкви божественное откровение и человеческое мышление не смешиваются; пределы между божественным и человеческим не переступаются ни наукою, ни учением церкви. „В православной церкви божественное откровение и человеческое мышление не смешиваются; пределы между божественным и человеческим не переступаются ни наукою, ни учением церкви. Как бы ни стремилось верующее мышление согласить разум с верою, но оно никогда не примет никакого догмата откровения за простой вывод разума, никогда не присвоит выводу разума авторитет откровенного догмата. Границы стоят твердо и нерушимо. Никакой патриарх, никакое собрание епископов, никакое глубокомысленное соображение ученого, никакая власть, никакой порыв так называемого общего мнения какого бы ни было времени не могут прибавить нового догмата, ни изменить прежний, ни приписать его толкованию власть божественного откровения и выдать, таким образом, изъяснение человеческого разума за святое учение церкви или вмешать авторитет вечных и незыблемых истин откровения в область наук, подлежащих развитию, изменяемости, ошибкам и личной совести каждого”
Преодоление индивидуализма Преодоление индивидуализма Сотрудничество между людьми Единство между Богом и людьми (всеединство) Церковный аспект (Собор – церковь)
Литература как locus philosophicus Литература как locus philosophicus Универсальные проблемы, касающиеся Бога, человека, смысла жизни, добра, зла страдания, ценостей и т.п. Цензура в России Философские темы затрагивались “писателями-пророками”
“Величайший русский метафизик” “Величайший русский метафизик” “Русская философия содержится в Достоевском ” (Н. Бердяев) “Философия есть тоже поэзия, только высший градус ее!” Схема: смерть – сошествие в ад - воскресенье Реалистический и символический характер
Проблема существования Бога Проблема существования Бога Нет рациональных “доказательств” существования Бога Идея Бога имманентна человеческому сознанию Православие есть религия молитвы Если Бога нет, всё позволено
“Я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной” “Я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной” (Письмо к Наталье Фонвизиной)
Вера Вера Свободная, непринужденная, личная связь с Христом Бессмертие “- Я не верю в будущую жизнь, - сказал Раскольников. (…) Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится” (Преступление и наказание)
Антропология Антропология Человек в его отношении со Христом Этика “Преступление? Какое преступление? – вскричал он вдруг в каком-то внезапном бешенстве, – то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку ..” …. “(...) Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…” (Преступление и наказание)
Эстетика Kalokagathia: красота + благо “В своих убеждениях он никогда не отделял истину от добра и красоты, в своем художественном творчестве он никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. (...) Для Достоевского (...) это были только три неразлучные вида одной безусловной идеи. (...) Истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение — уже во всем — есть конец и цель и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир” (В.С. Соловьев)