собирательное название философских концепций русских мыслителей собирательное название философских концепций русских мыслителей Традиционно началом русской философии считают публикацию «Философических писем» Петра Чаадаева, а фактическим окончанием её существования в России - высылку большевиками в 1922 г. последних представителей «старорежимной» философской школы.
Проблема человека; Проблема человека; Космизм; Проблемы морали и нравственности; Проблемы выбора исторического пути России - между Востоком или Западом – специфическая проблема русской философии; Проблема власти и государства; Проблема социальной справедливости; Проблема идеального общества; Проблема будущего; Проблема творчества.
По мнению Н.О. Лосского – русского религиозного мыслителя, создателя интуитивизма в философии По мнению Н.О. Лосского – русского религиозного мыслителя, создателя интуитивизма в философии Космизм - восприятие космоса как единого целостного организма, противоположность хаосу; Софиология - учения о Софии (Премудрости Божьей, Душе мира) – представители: С. Булгаков, В.Соловьев, П. Флоренский Соборность, Интуитивизм, Метафизичность, Реалистичность (онтологизм) Религиозность, Нравственность
Славянофильство и западничество Славянофильство и западничество Народничество Философия всеединства Религиозная философия – Софиология Космизм
Славянофилы: Славянофилы: А.С. Хомяков И.В. Киреевский К.С. Аксаков Ю. Самарин
«Письма о философии истории» на франц.яз.- «Философические письма» «Письма о философии истории» на франц.яз.- «Философические письма» «Апология сумасшедшего» Его сторонники оформились в западников, а его критики - в славянофилов. Влияние Шеллинга, путешествовал по Европе Основные идеи русской философии: стремление реализовать утопию и поиск национальной идентичности. Обозначает себя как религиозного мыслителя, признавая существование Высшего Разума, который проявляет себя в истории через Провидение. Не отрицает христианство, но считает, что его основная идея заключается в «водворении царства божьего на Земле» - метафора справедливого общества, которое уже осуществляется на Западе (на этом позже делали основной упор западники).
Первое письмо было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г. Первое письмо было опубликовано в журнале «Телескоп» в 1836 г. Автор выразил сожаление по поводу «отлучённости России от «всемирного воспитания человеческого рода», духовного застоя, препятствующего исполнению предначертанной свыше исторической миссии». Дает начало философскому осмыслению проблемы Отмечает значимость католической церкви, оставаясь православным. Николай I, после прочтения «Писем»: «Прочитав статью, нахожу, что содержание оной - смесь дерзкой бессмыслицы, достойной умалишенного». Журнал был закрыт, а Чаадаев объявлен сумасшедшим. Проходил ежедневное! освидетельствование, находясь под домашним арестом. Надзор полицейского лекаря за «больным» был снят в 1837, под условием, чтобы он «не смел ничего писать».
существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия наличие у России собственного, самобытного пути исторического развития. неповторимость форм общественного развития русского народа в виде общины (характеризуется коллективным трудом и потреблением) и артели (добровольное объединение людей для совместной работы или иной коллективной деятельности) отвергали тезис представителей западничества о том, что Пётр Первый возвратил Россию в лоно европейских стран и она должна пройти этот путь в политическом, экономическом и культурном развитии Основоположником этого направления стал литератор А. С. Хомяков
особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия особое внимание уделял религиозным вопросам, истории русского православия Основной труд: «Записки о всемирной истории» (незавершен) Каждый народ в своем развитии выражает ту или иную сторону абсолюта. История народа представляла собой процесс проявления в его общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи. В основе философии А. С. Хомякова лежал провиденциализм
Представители: Представители: А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский А. Григорьев Н.Н. Страхов П. Лавров Потери связи интеллигенции с народной мудростью, народной правдой Идеология народничества основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм. Объективными условия: слабое развитие капитализма и наличие крестьянской поземельной общины. Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманной, свободной личности, которая живет интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.
Представители: Представители: Владимир Соловьев, Сергей и Евгений Трубецкие, Сергей Булгаков, Павел Флоренский, Лев Карсавин Семен Франк Стремление к всеединству, к соединению с божественным Логосом является смыслом существования всего живого на Земле. Идея всеединства, выражает органическое единство мирового бытия и составляющих его элементов при сохранении их индивидуальности.
В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари, Бога и человека; В онтологическом аспекте - это нерасторжимое единение Творца и твари, Бога и человека; В гносеологическом отношении - это «цельное знание», представляющее неразрывную взаимосвязь эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (религиозно-созерцательного) знания - не только через познавательную деятельность, но через веру и интуицию. В аксиологии - абсолютная ценность Истины, Добра и Красоты, соответствующих трём Ипостасям Божественной Троицы.
Основные труды: Основные труды: "Оправдание Добра» «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории»
«Столп и утверждение истины» «Столп и утверждение истины» снятие противоречия между существованием «мирового зла» и доминантой идеи благой и разумной божественной воли, управляющей миром
Сергей Булгаков Сергей Булгаков Василий Розанов (религиозно-философское общество) Дмитрий Мережковский (русский символизм) Николай Бердяев («Философия свободы», «Смысл творчества»)
Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества» Труды: «Философия свободы» и «Смысл творчества» единственный механизм творчества - свобода. ввел и развил понятия: царство духа, царство природы, объективация - невозможность преодолеть оковы царства природы, трансцендирование - творческий прорыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия.
Труды: Труды: «Философия хозяйства» «Свет Невечерний» «Философия имени» с 1918 г. – священник
Представители: Представители: Н.Ф. Федоров (1829-1903) К.Э. Циолковский (1857-1935) В.И. Вернадский (1863-1945) А.Л.Чижевский (1897-1964)
Философия «общего дела» Философия «общего дела» Воскрешение предков – патрификация Его осуществит Бог нашими руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Миллионы воскрешённых не уместятся на нашей планете, поэтому ими можно заселить другие планеты. Замысел освоения космического пространства
Прокомментируйте высказывание: «Мы не принадлежим ни к Западу, ни к Востоку, - мы - народ исключительный». (П.Я. Чаадаев) СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!