Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть философией Просвещения. Ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге, окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию (1789 – 1794 гг.).
Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах. Они надеялись на распространение знания среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципы в повседневную жизнь своих стран. Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни на разумных началах. Они надеялись на распространение знания среди образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципы в повседневную жизнь своих стран.
Человек, согласно просветителям , – это часть природы, всецело телесное материальное существо. Разум они или отождествляли с чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом – значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь. Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание.
Вывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим». Вывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно воспитанный, т.е. просвещенный, человек займет позицию разумного эгоизма, принцип которого – «живи сам и дай жить другим». Соответствующий этому принципу государственный строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан и даст возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других.
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: Деистическое; Атеистическо-материалистическое; Утопическо-социалистическое (коммунистическое).
Деизм (не путать с дуализмом) – направление в философии, сторонники которого: Деизм (не путать с дуализмом) – направление в философии, сторонники которого: Видели в Боге первопричину всего сущего (но не более); Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и жизнь людей после их сотворения. К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778)
Выступал за «естественную религию» - принцип соблюдения морали, общей для всего человечества («Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»). Выступал за «естественную религию» - принцип соблюдения морали, общей для всего человечества («Поступай так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой»). К Богу надо подходить с позиций разума, а не веры (доказывать его существование).
Бог – первопричина всего сущего, «великий геометр», вносящий порядок в этот мир Бог – первопричина всего сущего, «великий геометр», вносящий порядок в этот мир Душа это сознание, функция тела; Развитие общества зависит от образования, идеал правления – просвещенная абсолютная монархия
Возмущался тем, что Вольтер презирал простой народ – «чернь»; Возмущался тем, что Вольтер презирал простой народ – «чернь»; Как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции Видел в Боге волю и мировой разум, Считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души.
Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни, то в случае исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа Бога», «культ мировой воли» и т.д. Выступал против религии как таковой, против христианства, однако из-за боязни, то в случае исчезновения религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа Бога», «культ мировой воли» и т.д. Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность.
Руссо обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрении). Руссо обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство и властителя и создать общество по собственному усмотрении). В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения.
Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно – через собрания и сходы. Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами непосредственно – через собрания и сходы. Идея «общественного договора» – власть народа, которая поможет преодолеть неравенство
В будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: они должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где их будут воспитывать на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, обучать овладению профессией и знанию наук. В будущем государстве должна быть применена принципиально новая система воспитания детей: они должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где их будут воспитывать на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, обучать овладению профессией и знанию наук.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции. Представителями атеистическо-материалистической философии были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист. Священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и религии (атеизму), философ-материалист.
Причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда; Причиной социальных антагонизмов видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда; Выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности; В качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
Жюльен Оффрэ де Ламетри (1709-1751) Французский врач и философ-материалист, атеист. Подходил к рассмотрению человека с позиций механицизма.
Главные работы: «Естественная история души» (1745), «Человек-машина» (1747) Согласно Ламетри, человек - «просвещенная машина», «искусный часовой механизм»; человеческое тело - «живое олицетворение беспрерывного движения».
Ламетри: «Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от животных своей спесью, чем именем людей, в сущности являются животными и перпендикулярно ползающими машинами...»
Считал, что смысл жизни человека – личное счастье; Считал, что смысл жизни человека – личное счастье; Считал частную собственность гарантией свободы человека; Идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм» (просвещенную монархию).
Дени Дидро (1713-1784) Один из самых выдающихся французских философов-материалистов.
Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и закладывала основы буржуазного мировоззрения. (В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи). На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и закладывала основы буржуазного мировоззрения. (В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи). На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов: Философские взгляды Дидро близки к взглядам других французских просветителей-материалистов: Признавал материю единственно существующей субстанцией; Считал сознание свойством материи; В основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов; Идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную (разумно, с учетом интересов большинства) частную собственность.
Материя – это свойство быть воспринимаемым, осязаемым, видимым. Материя – это свойство быть воспринимаемым, осязаемым, видимым. (Классический пример III этапа развития представлений о материи)
Дали более реалистичное определение материи; Дали более реалистичное определение материи; Освободили философию и науку от многих предрассудков; Выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя; Обосновали идеи социальной справедливости и идеологически подготовили Великую французскую революцию.
Зародилось в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения. Зародилось в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 – 1794 гг. и после ее завершения. К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости. Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Роберт Оуэн (1771-1858)
В 1817 году выдвинул программу радикальной перестройки общества путём создания самоуправляющихся «посёлков общности и сотрудничества», лишённых частной собственности, классов, эксплуатации и т.д.. Основанные им опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Великобритании потерпели неудачу, но его учение сыграло значительную роль в английском просвещении.
Габриель Мабли – обосновывал преимущества первобытного коммунизма – «золотого века человечества», но мало верил в возможность современной реализации подобной модели общества. Франсуа Бабеф – говорил, что достигнуть идеального общества возможно только через вооружённое восстание, насильственную революцию. Казнен. Клод Сен-Симон - сторонник эволюционного, а не революционного пути развития общества; Франсуа Фурье – буржуазное общество лживо и порочно; идеальное общество – «общество гармонии» будет основано на всеобщей трудовой обязанности, правильном распределении, развитой экономике, уважении к Богу.