Философские взгляды Л.Н. Толстого Что открывается в процессе изучения романа «Война и мир».По материалам статьи Натальи Тралковой.
РУССО ШОПЕНГАУЭР Философского образования Толстой не получил, егоконцепция мираи человека сутьинтуитивное прозрение гениального разума.
Семантическое поле исследования текстаромана задается высказываниями писателя. ПОЛОЖЕНИЯ: 1. Вера и семейный уклад как истоки духовности. 2. Неразрывность, слиянность «добра» и «пользы», поиск безусловного. 3. Необходимость согласия естества и существа человека. 4. Отрицание смерти как предела жизни. 5. Стремление к равновесию, законченности формы, даже к симметрии.Толстой – устроитель жизни, хаос не его стихия. 6. Изменения состояния сознания героев определяют внутреннюю логику их пути, но не «к народу» как социально-этническому объединению, а своего пути-вектора в бытии- -небытии.
Гипотеза Антитеза ВОЙНА – МИР пронизывает весь роман (макро- и микроструктуры) и задает полюса в движениигероев по линии воплощения «Я», преломляясь вкаждом из социумов (микроструктуре) синонимичными противопоставлениями. Вектор испытания героев, возможной реализации «Я»:
Я – личность.Я – маска.ГАРМОНИЯ ИДИСГАРМОНИЯ «…НЕ ОТРЕЧЬСЯ ОТ ЛИЧНОСТИ ДОЛЖНО ЧЕЛОВЕКУ, А ОТРЕЧЬСЯ ОТ БЛАГА ЛИЧНОСТИ» (В.В.Зеньковский)
Толстой ставит своих героев перед выборомсохранения «самости» или уподобления другим.* Войну с самимсобой ведет князьАндрей, интеллектуаль-но голодающий, а значит, и менее чувственный.* Кризис души и плоти переживает Наташа.* Пьер мечется в диапазоне мыслей – от высоких до низких, порочных. Эти два героя самодостаточны.Нет борьбы внутри «Я». Есть процесс узнавания мира. Они гармоничны.Курагины, Друбецкие,Берги – лишь маски,фигурки на шахматнойдоске, они живут поправилам игры.
СЕМЬЯ (Возможность реализации«Я», оставить себяотраженным в другом)«…цель жизни есть бесконечное просветлениеи единение существ мира»…а единение не есть слияние, оно не допускает исчезновения личного начала» (В.В.Зеньковский)
Антитеза в названии романа преломляетсякак РАЗЛАД - ЛАД Договор между членами семьи, ограничение возможности самореализации – Болконские, Берги, Друбецкие. РАЗЛАД.Нет понимания, принятия другого, нет любви – нет воплощения(умножения,увеличения «Я»)Отсутствие семьи при родственных отноше- ниях. Жизнь интимнаяподменена жизнью всвете, стала публич- ной, не сокровенной.
ЛАД.Любовь, понимание,принятие.Отражение в Другом –гарантия личностногодвижения, по Толстому.
ОБЩЕСТВО – ОБЩИНАБорьба - согласие«Удивительно, - пишет Толстой в дневнике, - какмы привыкли к иллюзии своей особенности, отделенности от мира. Но когда поймешь эту иллюзию, то удивишься, как можно не видеть того,что мы – не часть целого, а лишь временное ипространственное проявление чего-то невременногои непространственного.»
Не найдя себя в семье или исчерпав ее возможности, герои Толстого ищут поле деятельности вне семьи.В микросоциуме (обществе) реализуются невостребованные в характере щедрость, альтруизм Пьера (в масонстве); деловитость, рациональность князя Андрея – на войне, потом в Богучарове (хозяйство, реформы); доброта, сострадательность Марьи Болконской – в общении с божьими людьми; изобретательность Курагиных – в светской жизни (салоны, кутежи, аферы).Светское общество как организацию, как стиль жизни Толстой отрицает. Здесь предел «светских» героев,далее для них мир непознаваем.
Согласие между людьми, доверие и внимание друг к другу позволяют говорить об этом социуме как о братствеАнтитеза – общинный дух организации: идеальное представление Пьера о масонстве (всемирность) впротивоположность формализму ритуалов;жизнь князя Андрея в Богучарове в одном ритме скрестьянами;«семейность» полковой жизни Николая Ростова;жизнь Пьера в плену.
НАЦИЯ(Этническое сообществона основе духовнойтрадиции, проявляющейсяи в МИРЕ и в ВОЙНЕ.)«…СОПРЯГАТЬ НАДО…» (Пьер)
«Самость» нации проявляется в сценах «вочеловечивания»Наташаотдает подводыраненымПьерспасает девочкуи защищаетженщину в МосквеВоплощениемнемирного началастал у ТолстогоНаполеонПародируяфигуру Наполеона,Толстой как быпревосходит войну,утверждая образом Кутузова идею мира – единения.
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО«Муравьиное братство» - единичность человека.
Человеческое в человеке – высшая ценностьпо Толстому, суть сути. Немногих своих героев автор поднялна эту ступень – умирающий, прощающийвсем все князь Андрей, Денисов (спасениебарабанщика), Пьер, Кутузов (о французах – «тоже люди!»), Платон Каратаев.
ВСЕЛЕННАЯ(Неведомая сила, судия,неизвестное непостижимое,тайна, точка отсчета и возврата.)«Сущность жизни не есть…отдельное существо,а Бог, заключенный в человеке,…смысл жизни открывается тогда, когда человек признает собою свою божественную сущность». (В.В.Зеньковский)
Конец антитезыВселенную дано либоощущать, либо нет.Небо отзывается духовным резонансомв душах героев, с нимсвязаны ОТКРОВЕНИЕ – ПРОЗРЕНИЕ – ОЧИЩЕНИЕ – ОПРОЩЕНИЕ.
Князь Андрей:Каждая встреча с Небом – новая эпоха, новый шаг восознании себя. Он не земной и не горний. Он немог и не может стать проще.«Проще» его делает толькосмерть: Небо вбирает всебя князя Андрея.
Шенграбенское сражениеНиколай Ростов:«Тот, кто там, в этом небе,спаси, прости и защити меня!» - страх незащищен -ности, признание высотынеба, высшей силы.
Пьер чувствует себя«частью этой огромнойневидимой цепи, которойначало скрывается внебесах».Пьер Безухов:«Я чувствую, что надо мнойживут духи и что в этом миреесть правда», - говорит он, ав плену «прозревает» свою«бессмертную душу».
Вселенная участвует в судьбе героевСпасение Французов Рамбаля и Мореля «санкционировано»небом: звезды «хлопотали о чем-торадостном, но таинственном, перешептывалисьмежду собой.» НЕБОдля Пети живое, он слышит перед атакой «музыку сфер».Все соприкосновение героев с небом (Вселенной) синтезируется в сне Николеньки (эпилог), пожалуй, самой интересной фигуры в романе. В сне сливаются образы Бога и Отца, освещенные неведомым светом и освещенные памятью. В Отрадном происходит диалог души Наташи с небом
К О Н Е Ц