Тема: Философские воззрения в древней Греции и Риме
План: 1. Философские воззрения древней Греции.2. Философские воззрения древнего Рима в эпоху эллинизма.3. Необходимость изучение философской мысли античности и ее значения для мировой культуры.
Философия древней Греции.
Латинское слово «andguus» означает «древний»
Античная философия зародилась в конце 7-начале 4 в. до н.э. и просуществовала до 5 в. н.э. это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества.
Основоположником древнегреческой философии считается Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.),а его продолжателями были Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) и Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.)
Древнегреческие философы Фалес (ок. 625-547 гг. до н.э.)Фалес первоначалом всего считал воду, находящую в беспрерывном движении, превращения которой создают все вещи, в конечном счете снова превращающиеся в воду.Землю он представлял в виде плоского диска, плавающего на первоначальной воде. Анаксимандр (ок. 610-546 гг. до н.э.) идя по пути дальнейшего обобщения опыта, пришел к мысли, что первичной материи является апейрон: неопределенная, вечная и беспредельная материя, находящаяся в постоянном движении. Анаксимен (ок. 585-525 гг. до н.э.). полагал, что первоначало всего воздух, который, разряжаясь или сгущаясь, порождает все многообразие вещей. Все возникает и возвращается в вечно движущийся воздух, в том числе и боги,которые подобно всем другим вещам, являются определенными состояниями воздуха
В конце 6-начале 5 в. до н.э. как стихийно- диалектический материалиствыступил крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.). В его трудах нашли завершению и политическим убеждениям Гераклит был сторонником аристократии. Гераклит выразил греческим словом «логос», в философском смысле обозначающем «закон». Известно приписываемое Гераклиту изречение: «Панта рей» - все течет, все изменяется, которым краткосформулирована сущность его философии.
Наиболее выдающийся философ классического этапа философии Древней Греции был Платон.Платон родился в Афинах (427-347 гг. до н.э.) в аристократической семье. Платон говорит: «Мир – это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явления: в нем общее совмещено с единичным, а космическое – с человеческим. Космос живет, дышит, пульсирует, преисполнен различных потенций, а управляется онсилами, образующими общие закономерности ».
Взгляды Сократа (469 – 399 до н.э.), излагавшего свое учение только устно, в форме беседы или спора, дошли до нас в изложениях его учениковДля Сократа истина не возникла и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога между собеседниками, совместно ищущими истину.
Пифагорейская школа. Пифагор (2-я половина 6 в. до н.э.) – основоположником и создатель пифагорейского союза. Он родился, по-видимому, на острове Самосее в Ионии, который был вынужден покинуть из-за тирании Поликрата. Главное в учении Пифагора – субстанциональность числа, которое управляет как материальной, так и духовной сферой, включая сюда даже нравственность. Душа, по мнению пифагорейцев, гармония также числовое отношение. Известны имена целого ряда ранних пифагорейцев, среди них: Парменикс, Перкопс, Петрон, Алкмеон, Бронтин, Теано(Дейноно).
Элейская школа. Философы, определившие лицо школы – Ксенофан (ее создатель), Парменид Зенон и Мелисс. Парменид впервые выработал философское понятие «бытие». Он отвечал: бытие есть, а небытия нет. То, что есть, можно выразить в мысли; то, чего нет, выразить в мысли нельзя.Небытие невыразимо, непознаваемо недоступно мысли, потому оно и есть небытие. Согласно учению Демокрита бытие состоит их атомов, а небытие из пустоты. Атомы - это мельчайшие тела, не имеющие качеств. Атомы неделимы и различаются по форме, порядку и положению. Они находятся в непрестанном движении в пустоте. Логика доказательств Зенона следующая: мыслить движение нельзя, так как мысль о возможности движения приводит к противоречиям. А то, что нельзя мыслить, не существует. Знаменитые аргументы Зенона: «Дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «Стрела», «Стадион»
Софисты и софистика Протагору принадлежит знаменитое положение: «человек есть мера вещей: существующих, что они существуют и несуществующих, что они не существуют». Он говорит об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. В своем труде «О природе» Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что- нибудь и существует, то оно не познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что не о чем нельзя сказать достоверно. Продик проявляет исключительный интерес к языку, к назывной функции слов, к проблемам семантики и синонимии, т.е идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях
Эпикур и эпикурейцы. Выдающимся представителями являются Эпикур и Лукреций Кар. Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпиеурейцев интересовали вопросы устроение комфорта личности в сложномисторическом контексте того времени. По Эпикуру, жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: « Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Жизнь и есть наиболее наслаждение такая, как она есть с началом и концом. Душа мыслилась Эпикуром как принцип целостности отдельных элементов духовного мира личности: чувств, ощущений, мысли, воли, как принцип вечного и безущербного существования.