Лекция 1. Сущность, содержание и основные понятия менеджмента Выполнила: ст. преподаватель кафедры инженерной экономики Рощупкина Инна Валериевна
МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ С развитием рыночной экономики термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”.
МЕНЕДЖМЕНТ и УПРАВЛЕНИЕ Однако термины “менеджмент” и “управление” нельзя рассматривать как синонимы.
Понятие «управление» Управление - это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние.
Понятие «управление» Субъект управления
МЕНЕДЖМЕНТ ≠ УПРАВЛЕНИЕ Термин «управление» применяется к разным видам деятельности (управление самолётом, государством, оркестром).
МЕНЕДЖМЕНТ ≠ УПРАВЛЕНИЕ Управление в социально-экономических системах в настоящее время зачастую называют английским словом "менеджмент" (management - руководство, управление).
Понятие «менеджмент» Термин «менеджмент» относится к управлению социально-экономическими процессами предприятий по производству товаров и услуг. Менеджмент применим к предприятиям разных сфер производства, деятельность которых направлена на получение прибыли.
Понятие «Менеджмент» Менеджмент – искусство обеспечения выполнения работы другими людьми (Мари Фоллет).
Понятие «Менеджмент» Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей предприятия путем рационального использования имеющихся ресурсов.
Содержание менеджмента Содержание менеджмента можно рассматривать как: науку управления; искусство управления; вид деятельности; аппарат управления деятельностью организации.
Менеджмент как наука В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Научную основу этой дисциплины составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за долгую историю человечества.
Менеджмент как искусство В общем смысле искусство – это умение, мастерство, знание дела. Искусство менеджмента – умение, способность руководителя творчески использовать на практике приобретенные знания и накопленный опыт.
Менеджмент как практическая деятельность Менеджмент является особым видом профессиональной деятельности, направленной на достижение организацией, ограниченной в ресурсах, оптимальных результатов хозяйственной деятельности, основываясь на принципах и реализуя функции, методы и формы управления.
Менеджмент как практическая деятельность Менеджмент как практическая деятельность состоит из двух взаимосвязанных частей: управления деятельностью предприятия в целом, управления персоналом.
Менеджмент как практическая деятельность Управление предприятием в целом включает три направления: постановка целей предприятия; определение методов, средств и способов реализации целей; контроль и координацию деятельности в процессе реализации поставленных целей и задач.
Менеджмент как практическая деятельность Управление персоналом в большей степени связано с установлением отношений между людьми в процессе работы, налаживанием коммуникационных связей. В то же время, в процессе управления персоналом значительное место занимают формальные аспекты: распределение задач, ответственности, полномочий, а также контроль и мотивация.
Менеджмент как аппарат управления Менеджмент как аппарат управления представляет собой руководство предприятием («высший менеджмент», «верхушка менеджмента»). Менеджмент - специфический орган современных организаций, как коммерческих, так и некоммерческих. Без него предприятие, организация как целостное образование не могут существовать и работать эффективно.
Менеджер Человек, в задачу которого входит организация конкретной работы в рамках определенного числа сотрудников, является менеджером.
Современный менеджмент Для современного менеджмента характерны: постоянное стремление к повышению эффективности деятельности организации; изменение целей в зависимости от состояния внешней и внутренней среды; ориентация на достижение намеченных результатов; использование новейших информационных технологий; использование нововведений в работе подразделений и организации в целом; участие всех работников организации в управлении.
Понятие «цели» Цели - это конкретные конечные состояния или желаемый результат, которого стремится достичь предприятие или его подразделения.
Цель менеджмента Основной целью менеджмента является достижение конечных состояний, намеченных результатов посредством прогнозирования, планирования и реализации планов предприятия. Цели менеджмента осуществляются в ходе решения задач.
Задачи менеджмента Задача в менеджменте рассматривается как предписанная работа, серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи предписываются не работнику, а его должности.
Ключевые задачи В процессе функционирования предприятия менеджментом решаются следующие ключевые задачи: установление целей функционирования; определение приоритетных задач, их очередности и последовательности решения; разработка стратегии достижения целей; обеспечение необходимыми ресурсами; эффективное управление людьми и предприятием в целом.
Иерархические уровни Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера.
Должностное положение менеджеров в структуре предприятия
Каждый руководитель, по мнению американского специалиста в области менеджмента Генри Минцберга, выполняет в рамках своей повседневной деятельности определенные управленческие роли. Каждый руководитель, по мнению американского специалиста в области менеджмента Генри Минцберга, выполняет в рамках своей повседневной деятельности определенные управленческие роли.
Генри Минцберг выделил 10 ролей, которые можно сгруппировать по трем типам. Все эти роли взаимозависимы и образуют общее содержание работы руководителя. Генри Минцберг выделил 10 ролей, которые можно сгруппировать по трем типам. Все эти роли взаимозависимы и образуют общее содержание работы руководителя.
Информационные роли
Информационные роли поиск и получение информации из множества источников, просмотр периодической печати и отчетов, обработка почты, осуществление личных контактов
Информационные роли передача информации другим сотрудникам, рассылка напоминаний и отчетов, телефонные звонки.
Информационные роли передача информации во внешнюю среду (речи, отчеты)
Межличностные роли
Межличностные роли Обязанности первого лица организации, подразделения: (проведение церемониальных и символических мероприятий, встреча гостей, подписание юридических документов).
Межличностные роли увлекающий сотрудников на достижение целей – ответственный за мотивацию сотрудников и активизацию подчиненных, за набор и подготовку кадров
Межличностные роли менеджер, обеспечивающий устойчивость информационных связей как внутри организации, так и за ее пределами.
Роли, связанные с принятием решений
Роли, связанные с принятием решений инициация новых проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников.
Роли, связанные с принятием решений урегулирование споров и иных проблем, разрешение конфликтов между подчиненными, отделами и подразделениями.
Роли, связанные с принятием решений принятие решений о наиболее целесообразном использовании людей, времени, оборудования, денежных средств и прочих ресурсов для достижения планируемых результатов (составление графиков, бюджетов, расстановка приоритетов).
Роли, связанные с принятием решений осуществление коммуникаций и заключение сделок (участие в переговорах о контрактах, зарплатах, закупках, бюджетах; представление интересов отделов)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !