Понятие «качество образования» Понятие «качество образования» Европейский опыт Казахстанская система обеспечения качества Внутренняя система обеспечения качества высшего образования Влияние европейских стандартов качества на национальную систему обеспечения качества
тестирование ресурсная обеспеченность Внешний аудит Внешняя оценка система рейтингов рыночная оценка
- совокупность организационной структуры, методик, процессов, необходимых для осуществления общего управления качеством образования и выявление соответствия уровня образования установленным государственным общеобязательным стандартам образования. Принципы: ·понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов; ·ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента; ·постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
Закон «Об образовании» 1992 г. Закон «Об образовании» 1992 г. Закон «О высшем образовании» 1993 г. Национальной программе государственной поддержки образования; Концепция государственной политики в области образования; Государственный стандарт высшего образования; Закон « О лицензировании». Постановление РК « О ратификации Конвенции, о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию». Новая редакция Государственного стандарта. Классификатор специальностей ВО, рассматривающий 342 специальности. Закон « Об Образовании» (1999 г.) Концепция развития системы высшего образования в РК 1999 г. Постановление « Об утверждении государственного образовательного заказа на подготовку студентов с высшим образованием» Концепция приватизации государственных вузов Государственная программа «Образование» утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 г. N 448 Закон “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики Казахстан по вопросам образования”; «Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года»; Послание Президента «К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации»; Государственная программа развития образования на 2005-2010 г. Государственная программа развития образования РК на 2011- 2020 гг.
Оценивает ситуацию на текущий момент и ретроспективу Оценивает ситуацию на текущий момент и ретроспективу Сравнивает с нормативами Осуществляется уполномоченным органом Привлечение только казахстанских экспертов
Аккредитация является признанным механизмом оценки качества. Аккредитация является признанным механизмом оценки качества. Единые подходы во всем мире Понятность процедур для зарубежных партнеров ESG – Руководство по оценке качества в рамках Болонского процесса Независимое подтверждение соответствия стандартам аккредитации Привлечение зарубежных экспертов Признание (аккредитация) самих агентств на международном уровне Аккредитационные стандарты – инструмент реализации политики в сфере образования
Принципы: Принципы: ориентация на потребителя учет ситуации на рынке образовательных услуг учет ситуации на рынке труда; лидерство руководителя; вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников; процессный подход к менеджменту; системный подход к менеджменту; обоснованное принятие управленческих решений; постоянное улучшение деятельности учебного учреждения. (МС ИСО 9001:2000)
прямое измерение качества высшего; прямое измерение качества высшего; индикаторы ресурсной обеспеченности вуза (возможности качественного обучения) косвенные признаки (необходимыми условия - высокие требования) А) облегченность высшего образования. Б) Терпимость вузов к коррупции В) Низкий уровень зарплат Г) массовый спрос на высшее образование Д) стандартные требования к принимаемым на работу молодым сотрудникам Е) скромные ожидания работодателей относительно профессионального и интеллектуального багажа выпускника «среднего» вуза Ж) «средний» или «элитный» вуз
инвестиции в качество требуют высоких текущих затрат; инвестиции в качество требуют высоких текущих затрат; институциональная инерция; блокируются попытки ввести эффективный мониторинг качества образования; спрос на услуги преподавателей –предложение; улучшение качества - необходимость согласования новых стандартов обучения или структурных изменений с государственными ведомствами. политика вуза в отношении качества образования зависит от его текущей репутации и первоначальной позиции на рынке образовательных услуг
Положительные тенденции: Положительные тенденции: Проблема качества высшего образования осознана в обществе и стала предметом активных дискуссий; реформа открывает возможности для совершенствования правил и условий функционирования вузов; Ужесточение контроля над выполнением разумно установленных государственных стандартов; общий подъем экономики; Повышение спроса на высококвалифицированных специалистов и научно-исследовательские разработки; появляются свободные ресурсы; повышение прозрачности вузовского сообщества и создание механизмов общественного контроля; проблема качественного образования в высшей школе можно будет решить, привлекая к выполнению контрольных функций неподкупных потребителей – студентов и работодателей, более чем кто бы то ни было заинтересованных в качестве приобретаемых услуг.
Совершенствование качества высшего образования в соответствии с мировыми тенденциями, презентация Балакаева Г.Т., Совершенствование качества высшего образования в соответствии с мировыми тенденциями, презентация Балакаева Г.Т., Эффективные механизмы обеспечения и гарантии качества высшего образования: институциональный подход, презентация Святов С.А. – Председатель Совета директоров Нового экономического университета, Скиба М.А. – руководитель научно-образовательного центра «Менеджмент в образовании», 03.2015 Тренды высшего образования, практика их внедрения в вузах, презентация Омирбаев С.М. - член национальной команды экспертов Erasmus+ , д.э. н., профессор 4. Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area (ESG) Approved by the Ministerial Conference in May 2015 5. Роль Европейских стандартов и руководящих принципов в развитии национальной системы независимой оценки качества высшего образования, Сейдахметова Римма Ганиевна 6. Искаков У.М., Какая система оценки качества высшего образования необходима Республике Казахстан? // Газета «Литер», № 5 (2402) от 16 января 2014 г.