Лекция ОСНОВЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА 1. Понятие логистического менеджмента 2. Традиционный подход к управлению материальными потоками на предприятии 3. Логистический подход к управлению материальными потоками на предприятии 4. Логистическая служба в организационной структуре предприятия. Доцент Г.Г. Левкин, 2010
1. ПОНЯТИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Логистический менеджмент в фирме представляет собой администрирование логистической системы, то есть выполнение основных управленческих функций (организация, планирование, регулирование, координация, контроль, учет и анализ) для достижения целей логистической системы.
Стратегический аспект логистического менеджмента Важной частью логистического менеджмента является стратегический аспект, который представляет собой деятельность, связанную с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой. Это дает возможность предприятию добиться тех целей, которые соответствуют его внутренним возможностям и гибко реагировать на воздействия внешней среды.
Пути достижения логистических целей Логистические цели представляют собой выражение конечных желаемых результатов или состояние логистической системы как результат принятия решений специалистом по логистике. Выявление, формулирование и анализ способов достижения результатов логистической системы осуществляется с помощью поиска различных вариантов состояния логистической системы.
2. ТРАДИЦИОННЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями, определении порядка и условий производства. Это процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.
Традиционный подход к управлению товародвижением на микроуровне При традиционном подходе к организации управления каждое звено логистической цепи имеет свою систему управления, ориентирующуюся на собственные цели и критерии эффективности. Выходной материальный поток каждого предыдущего звена логистической цепи, сформулированный с учетом его целей и критериев, является входным для последующего звена. Результат всей логистической цепи оценивается по показателям выходного потока последнего звена.
Результат при традиционном подходе к управлению товародвижением на микроуровне Параметры совокупного материального потока формируются в результате независимых управляющий воздействий, осуществляемых последовательно в каждом из подразделений предприятий или в отдельном предприятии на макрологистистическом уровне. Поэтому параметры общего потока являются случайными и неуправляемыми.
Результат при традиционном подходе к управлению товародвижением на микроуровне При традиционном подходе задача управления сквозным материальным потоком не решается, так как не выделяется сама категорий «сквозной материальный поток». В результате такие показатели материального потока как себестоимость, надежность поступления, качество на выходе из логистической цепи далеки от оптимальных значений. Иными словами, у традиционной системы управления материальными потоками отсутствуют интегративные свойства.
Конфликт целей при традиционном подходе к управлению товародвижением на микроуровне Еще одной характерной особенностью традиционных систем управления является раздробление логистических функций по разным службам предприятия – маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, производство. При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного материального потока на предприятии в целом. Поэтому для эффективного решения логистических задач необходимо создание отдельного подразделения – логистической службы.
3. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ При логистическом подходе управляющие воздействия к отдельным стадиям движения материального потока прилагаются со стороны единой логистической системы управления. Эти управляющие воздействия формулируются, исходя из общих целей и критериев эффективности исследуемой логистической цепи. В результате выходные параметры сквозного материального потока оказываются достаточно предсказуемыми и контролируемыми. Продвижение материального потока по всей цепи начинает осуществляться с минимальными затратами и временем движения.
Конфликт целей при традиционном подходе к управлению товародвижением на микроуровне Еще одной характерной особенностью традиционных систем управления является раздробление логистических функций по разным службам предприятия – маркетинг, снабжение, сбыт, складское хозяйство, производство. При этом непосредственные цели этих служб могут не совпадать с целью рациональной организации сквозного материального потока на предприятии в целом. Поэтому для эффективного решения логистических задач необходимо создание отдельного подразделения – логистической службы.
Взаимосвязь логистической и производственной стратегий Логистика представляет собой определенную логику (философию) управления совокупными ресурсами предприятия и позволяет обеспечить тесную координацию логистической и производственной стратегий. Разработка логистической стратегии направлена на обеспечение реализации производственной стратегии, так как позволяет улучшить процессы физического товародвижения как в процессе снабжения предприятия, так и в процессе реализации готовой продукции.
Современное представление о логистике 1. Современная конкурентная стратегия коммерческих организаций, целью которой является прогрессивное завоевание рынка и ресурсосбережение; 2. Системный подход, представляющий движение и развитие материальных, информационных, финансовых и трудовых ресурсов в категориях потоков и запасов; 3. Алгоритм организации рационального движения материальных потоков и сопутствующих им потоков информации и финансов на всех стадиях товародвижения; 4. Вид предпринимательской деятельности, специализирующейся на закупке, хранении и доставке сырья, материалов, продукции потребителю.
4. ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ Логистическая стратегия, логистические функции и операции фирмы реализуются с помощью определенной организационной структуры управления логистикой, под которой обычно понимается совокупность элементов службы логистики (должностей и структурных подразделений) и установившихся связей между ними.
Функции службы логистики на предприятии 1. Развитие и формирование системы. Изменение технологий производства товаров, организационной политики фирмы и условия рынка требуют пересмотра существующей в фирме системы логистики. Поэтому в некоторых случаях необходима реорганизация всей логистической системы. 2. Определение стратегии логистической системы. Логистическая система функционирует в области продаж, транспорта, материальных запасов, складирования, кадровой и товарной политики, которые формируют стратегию логистики. Управляющий логистикой несет ответственность не только за планирование и подход к ее формированию, но и за контроль выполнения стратегических планов.
Функции службы логистики на предприятии 3. Администрирование и координация коммерческих и технологических процессов. Служба логистики должна не только взаимодействовать со всеми подразделениями предприятия при управлении материальным потоком, но и взаимно координировать выполняемые функции. 4. Учет специфики логистики для предприятий разных отраслей промышленности и торговли. Формируя систему логистики и разрабатывая ее стратегию, необходимо учитывать специфику различных отраслей и другие факторы.
Служба логистики в организационной структуре Организационная структура управления логистической системы компании – это совокупность элементов службы логистики (должностей персонала и структурных подразделений) с установившимися связями между ними. Важным вопросом логистической стратегии является централизация или децентрализация службы логистики. Управленческая ответственность может быть разделена между различными организационными подразделениями или сконцентрирована у одного управляющего распределением.
Централизация управления логистикой в организации Централизации управления всей логистической системой на предприятии подразумевает создание единственного отдела логистики, который управляет всеми логистическими функциями и операциями. Такой подход позволяет снимать многие конфликты между различными функциональными подразделениями предприятия. Кроме того, централизация обеспечивает определенные выгоды в области консолидации отгрузок, более эффективного анализа издержек логистики. Форма группировки и степень централизации зависят от ассортимента продукции и рыночной среды, в которой функционирует данная фирма.
Децентрализация управления логистики в организации Децентрализованная организация логистики предполагает, что все решения, связанные с логистикой, принимаются на уровне подразделений предприятия или филиалов предприятия. Для реализации такой системы необходимо наличие компетентных специалистов, которые в состоянии оценить принимаемые решения с точки зрения влияния на последующие этапы товародвижения.
Заключение Анализ существующих логистических систем показывает, что нет универсальной модели логистической системы, применимой на всех предприятиях. Поэтому при разработке и внедрении логистического подхода на предприятии необходимо оценить собственную структуру предприятия и его внешнее окружение и уже на основе этого анализа принимаются решения об организационной структуре службы логистики на предприятии.