Рыночная система хозяйствования Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие Спрос и факторы, на него влияющие Предложение и факторы, на него влияющие Рыночное равновесие Эластичность спроса и предложения
Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие Домашние хозяйства – отдельный человек, группы людей, самостоятельно принимающие экономические решения. Главные роли: являются собственниками факторов производства (труд, земля, капитал, предпринимательские способности); являются потребителями конечных товаров и услуг. Фирмы – организации, использующие производственные ресурсы для изготовления товаров и их последующей продажи с целью извлечения прибыли.
Субъекты рыночной экономики и их взаимодействие Взаимодействие домашних хозяйств и фирм происходит на рынке. Рынок –любая форма контактов продавцов и покупателей, на основе которых совершаются сделки купли-продажи.
Виды рынков По экономическому назначению: рынок товаров и услуг, рынок недвижимость, рынок труда, рынок капитала, рынок ценных бумаг, рынок земли. По географическому положению: местный, национальный, мировой. По отраслям: рынок зерна, рынок кофе, рынок автомобилей и т.д. Рынки не обособлены друг от друга, а постоянно взаимодействуют.
Модель экономического кругооборота
Модель экономического кругооборота В экономике движутся два противоположных два потока: поток товаров и поток расходуемых на их приобретение денег. Оба потока непрерывны. Следствие модели – величина продаж фирм равна суммарный величине доходов домашних хозяйств.
Спрос и факторы, на него влияющие Величина спроса – это количество товара, которое покупатели хотят (желание потребителя) и могут (зависит от цены товара) приобрести по данной цене в течение определенного времени. Р – цена товара Q- количество товара
Спрос Это зависимость между ценой и количеством товара, которое покупатели хотят и могут приобрести в данное время и в данном месте
Шкала спроса на пирожки в школьной столовой
Изменение величины спросаКривая спроса имеет отрицательный наклон: с увеличением одной величины, другая уменьшается
Закон спроса(law of demand) — величина спроса находится в обратной зависимости от цены: выше цена ниже величина спроса выше величина спроса ниже цена
Эффекты в законе спроса :Эффект дохода Эффект замещения Эффект убывания предельной полезности
Эффект убывания предельной полезностиСпособ описания ситуации, когда последняя единица товара приносит меньше удовлетворения, чем предпоследняя. Полезность – возможность использования товара себе на благо.
Неценовые факторы изменения спроса: климатические или сезонные изменения; изменения доходов (рост доходов ведет к росту спроса не на все товары); изменения в стиле, вкусе, привычках (под воздействием рекламы, моды, времени года и т.д.); перспективные ожидания изменения цен и доходов (покупатели начинают увеличивать число покупок, что ведет к росту спроса); цены на товары – заменители; цены на дополняющие товары: изменение числа покупателей .
Если спрос увеличивается, то кривая спроса смещается вправо (D1); Если спрос снижается, то кривая спроса смещается влево (D2).
Предложение(supply, S) — зависимость между ценой и количеством товара, которое продавец хочет и может предложить на продажу в данное время в данном месте
Величина предложенияКоличество товара, которое производители хотят и могут произвести и предложить к продаже по данной цене в течение определенного периода времени.
Предложение: изменение цены
Закон предложенияПри прочих равных условиях изменение величины предложения товара находится в прямой зависимости от изменении его цены.
Изменение функции предложения
Неценовые факторыЦены факторов производства Технологии (повышение производительности труда) Налоги и субсидии государства Цены других товаров и услуг (Другие возможности получения прибыли) Количество продавцов на рынке Ожидаемая в будущем цена продукта
Рыночное равновесиеРавновесная цена – это цена, при которой величина спроса совпадает с величиной предложения товара на данном рынке. Равновесное количество соответствует такому количеству товара, которое будет продано (куплено) по равновесной цене.
Рыночное равновесие
ВыводыРынок — сфера свободного и устойчивого обмена равноценными товарами, услугами и факторами их производства. Рынок возникает в результате разделения труда — специализации на производстве определенных товаров и услуг, которыми производители обмениваются для удовлетворения своих потребностей.
Эластичность (Описывает, в какой степени изменение цены влияет на величину спроса)Если эффект от изменения цен относительно мал, то спрос на этот товар неэластичен. Если спрос эластичен, то небольшие изменения в цене могут вызвать относительно значительные изменения в спросе на товар.
Эластичность спроса Степень реакции величины спроса на изменение цены товара называется ценовой эластичностью спроса или эластичностью. Спрос по цене эластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса изменилась более чем на 1%. Спрос по цене неэластичен, если при изменении цены товара на 1% величина спроса изменилась менее чем на 1%.
Эластичность и неэластичность спросаЕсли спрос на товар неэластичен, то при увеличении цены товара объем реализованной продукции уменьшиться в меньшей степени, чем увеличится цена, и выручка от продажи возрастет. Если спрос эластичен, то повышать цену нельзя, т.к. объем реализации снизится в большей степени, чем вырастет цена, и это приведет к снижению выручки продавца.
Степень эластичности спроса определяется факторами:Наличием или отсутствием заменителей; Степень необходимости товара для покупателей; Доля цены товара в совокупном доходе покупателя; Период времени, в течение которого принимается решение о покупке.
Эластичность предложенияПредложение эластично, если при изменении цены товара величина предложения изменяется в большей степени, чем его цена. Предложение неэластично, если при изменении цены товара величина предложения изменяется в меньшей степени, чем изменяется его цена
Факторы, влияющие на эластичность предложения:Чем длиннее время, тем выше эластичность предложения (фактор времени); Наличие или отсутствие резервов; производства и запасов готовой продукции; Характер и тип производимого товара или услуги.
Автор – учитель истории и обществознания МОУ СОШ №15 им. Г.Е.Николаевой Мурзина Марина Николаевна