Тема 1. Роль и назначение международных стандартов финансовой отчётности в гармонизации системы бухгалтерского учёта 1. Основные модели бухгалтерского учёта различных стран и развитие МСФО 2. Совет по МСФО 3. Структура МСФО 4. Порядок разработки и принятия МСФО 5. Сфера действия и применения МСФО. 6. МСФО и американские стандарты финансового учёта 7. МСФО и национальные стандарты бухучёта 8. МСФО в России
1. Основные модели бухгалтерского учёта различных стран и развитие МСФО
1. Основные модели бухгалтерского учёта различных стран и развитие МСФО В настоящее время процесс международной стандартизации бухгалтерского учёта параллельно осуществляется на 2-х уровнях: региональном и международном. Региональные учётные системы Европейского экономического сообщества США и Канады Южноамериканских государств Организации африканского единства и др. ЕЭС – первая региональная организация (1957г.) Цель ЕЭС – создание единой среды для предпринимательской деятельности путём стандартизации законодательства о компаниях, налогообложении, а также создание общего рынка капитала. Директивы ЕЭС имеют статус закона (4-я «Об унификации форм Отчётности и правил аудирования» (1978г.) и 7-я «О принципах составления консолидированной отчётности» (1983г.))
1. Основные модели бухгалтерского учёта различных стран и развитие МСФО Предпосылки развития МСФО ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ — усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы.
1. Основные модели бухгалтерского учёта различных стран и развитие МСФО Гармонизированные стандарты финансовой отчётности предназначены для того, чтобы обеспечить: Основу для более широкого инвестиционного выбора; Более эффективный рынок капитала; Более низкую стоимость капитала; Эффективное развитие бизнеса
2. Совет по МСФО 1973 г. – Создание Комитета по международным стандартам финансовой отчётности профессиональными бухгалтерскими организациями 10 стран со штаб-квартирой в Лондоне. 2001 г. – Реструктуризация комитета в Совет по международным стандартам финансовой отчётности . Международные стандарты до 1 апреля 2001 г. имели английскую аббревиатуру IAS (International Accounting Standards). С 1 апреля 2001г стандарты обозначаются IFRS (International Financial Reporting Standards) – международные стандарты финансовой отчётности. В настоящее время действуют 29 IAS («старые» стандарты) и 13 IFRS («новые» стандарты). МСФО применяются в отношении публикуемой финансовой отчётности всех организаций и носят рекомендательный характер.
Структура СМСФО
Функции органов управления Попечители: Назначают членов Консультативного совета, совета по МСФО и Комитета по интерпретациям Контролируют эффективность работы СМСФО Обеспечивают финансирование Утверждают бюджеты СМСФО Отвечают за проведение структурных изменений Правление Совета (14 членов, назначаются попечителями на срок 3-5 лет): Готовит и издаёт МСФО Готовит и публикует проекты положений Устанавливает порядок рассмотрения комментариев, полученных по дискуссионным документам Публикует основы для выработки заключений
Консультативный совет (45 членов, из них 1 – из России, назначаются на 3 года с правом продления): Представляют различные географические регионы и области деятельности Предоставляет форум для организаций и лиц, у которых есть интерес к международному бухгалтерскому учёту Консультирует СМСФО по повестке и приоритетам работы Комитет по Интерпретациям (12 экспертов) представляет концептуально выверенные и практически реализуемые интерпретации МСФО: В отношении вновь возникших вопросов финансовой отчётности, которые специально не рассматриваются в существующих стандартах Когда могут возникнуть неудовлетворительные или противоречивые интерпретации в отсутствие официальных объяснений Функции органов управления
2. Совет по МСФО В 2000 г. принят новый Устав, согласно которому Совет по МСФО – независимая частная организация, преследующая цели: Разработать единый комплект высококачественных, понятных и применимых глобальных стандартов финансовой отчётности, которые требуют предоставления высококачественной, прозрачной и сравнимой информации в финансовой отчетности; Продвигать внедрение и строгое соблюдение этих стандартов Активно сотрудничать с национальными органами, отвечающими за разработку и внедрение стандартов в направлении конвергенции (сближения) национальных стандартов и МСФО.
3. Структура МСФО Действующие МСФО включают: Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчётности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements); Собственно стандарты (International Accounting Standards (IAS 1-41) and International Financial Reporting Standards (IFRS 1-13); Интерпретации стандартов (Interpretation of IAS/IFRS).
3. Структура МСФО Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчётности, не являясь стандартом, определяют принципы, в соответствии с которыми должна быть составлена финансовая отчётность, служат теоретической основой стандартов и интерпретаций. Собственно стандарты регламентируют правила и представления в отчётности хозяйственных средств и операций компании. Интерпретации стандартов содержат разъяснения отдельных положений стандартов и вопросы, которые не рассматриваются в стандартах.
3. Структура МСФО Классификация МСФО в зависимости от содержания требований к формированию форм отчётности Общие требования к содержанию отчётности; Требования к содержанию статей баланса; Требования к содержанию статей отчёта о совокупном доходе; Требования к содержанию отчёта об изменении собственного капитала; Требования к содержанию отчёта о движении денежных средств; Требования к содержанию примечаний; Отраслевые стандарты.
3. Структура МСФО Общие требования к содержанию отчётности (Представление финансовой отчётности, Консолидированная финансовая отчётность, Финансовая отчётность в условиях гиперинфляции, Объединения бизнеса и др.); Требования к содержанию статей баланса (Запасы, Основные средства, Аренда, Нематериальные активы, Финансовые инструменты, Инвестиционная собственность и др.); Требования к содержанию статей отчёта о совокупном доходе (Выручка, Договоры подряда, Налоги на прибыль, Вознаграждения работникам, Затраты по займам и др.); Требования к содержанию отчёта об изменении собственного капитала (Учётная политика, изменения в учёт.оценках и ошибки); Требования к содержанию отчёта о движении денежных средств (Отчёт о движении денежных средств); Требования к содержанию примечаний (События после отчётного периода, Учёт правительственных субсидий, Раскрытие информации о связанных сторонах и др.); Отраслевые стандарты (Сельское хозяйство, Договоры страхования, разведка и оценка минеральных ресурсов).
4. Порядок разработки и принятия МСФО (шрифтом выделены обязательные по Уставу этапы) Правление Совета по МСФО несёт ответственность за разработку стандартов. Процесс разработки включает этапы: Определение и анализ соответствующих вопросов и рассмотрение возможности применения к ним «Принципов подготовки и составления финансовой отчётности» Изучение национальных требований и практики бухучёта и обмен мнениями с национальными органами Консультации с Консультативным советом по стандартам относительно включения данной темы в повестку дня СМСФО Создание консультативной группы для оказания помощи СМСФО Публикация Дискуссионного документа для всеобщего обсуждения Публикация Проекта положения для обсуждения Рассмотрение всех полученных комментариев (обычно 90 дней) При необходимости проведение общественных слушаний и тестирования в реальной обстановке Утверждение стандарта, по крайней мере, 8 голосами членов СМСФО
5. Сфера действия и применения МСФО Любые ограничения в части применения конкретного МСФО ясно изложены в самом стандарте. МСФО не предназначены к несущественным статьям отчётности и не обладают ретроспективным действием. В начале каждого стандарта указывается сфера его применения. МСФО сконцентрированы на проблемах, имеющих существенное значение, не являются излишне сложными, чтобы не затруднить их применение в международном масштабе. Стандарты не отменяют национальные руководящие документы, касающиеся финансовой отчётности. Страны-члены Совета по МСФО должны просто раскрывать тот факт, что международные стандарты выполняются во всех существенных аспектах. Члены Совета из отдельных стран должны работать со своими национальными регулирующими органами и указывать им на те вопросы, порядок регулирования которых отличается от регулирования, принятого в МСФО, убеждая в необходимости изменения национальных нормативных документов и в выгодах гармонизации отчётности.
6. МСФО и американские стандарты финансового учёта Большая проблема в глобальном применении МСФО – конвергенция между МСФО и американскими стандартами учёта (US GAAP). Влияние американских ТНК привело к тому, что американская система формирования отчётности стала наднациональной, а во многих развивающихся странах – основой для разработки национальных стандартов. Доминирование американских стандартов (более 150 стандарта) связано с господством американского рынка капиталов (более половины мирового рынка). В сентябре 2002 г. подписано соглашение между FASB (американским советом по стандартам финансового учёта) и IASB (Советом по МСФО) об увязке своих планов работы и совместной деятельности по сокращению различий между МСФО и американскими стандартами. В 2008 году Комиссия по биржам и ценным бумагам США выпустила «дорожную карту» для использования МСФО, предложив постепенное обязательное использование МСФО всеми американскими публичными компаниями с 2014 г.
7. МСФО и национальные стандарты бухучёта Основная позиция СМСФО – ненавязывание своей воли международному сообществу. Цель СМСФО – создать образец, которому легко следовать. Ни одна экономически развитая страна не применяет напрямую МСФО, а пользуется национальными стандартами. В полной мере МСФО применяют только ТНК. Но роль МСФО возрастает. С 1 января 2005 г. все листинговые европейские компании должны составлять свою отчётность по МСФО. Соотношение МСФО и национальных стандартов - Национальные стандарты приближены к МСФО(Великобритания, США, Франция, Швеция, Швейцария и др.) - Использование МСФО в качестве национальных (Грузия, Кипр, Кувейт, Латвия, Малайзия, Пакистан, Перу и др.) - МСФО лежат в основе разработки национальных стандартов (Китай, Россия, ряд стран СНГ, Сингапур и др.) - Использование МСФО не разрешается (Бангладеш, Куба, Иран, Саудовская Аравия, Таиланд, Тунис, Вьетнам и др.)
8. МСФО в России В России в 1998 году была принята «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с МСФО», согласно которой целью реформирования учета было признано его приведение в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. По этой программе банковская сфера как один из наиболее важных общественно-значимых институтов была переведена на МСФО в соответствии с директивами Центробанка с 1 января 2004 г., с 2005 года все кредитные организации обязаны подготавливать отчётность в соответствии с нормами МСФО. Для этого утверждены следующие документы: - Указание ЦБ РФ от 25.12.2003 г. «О составлении и представлении финансовой отчётности кредитными организациями; - Методические рекомендации ЦБ РФ «О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчётности».
8. МСФО в России В июле 2010 года принят Федеральный Закон «О консолидированной финансовой отчётности» (от 27 июля 2010 г. № 208-ФЗ), установивший, что консолидированная финансовая отчётность составляется в соответствии с МСФО. В феврале 2011 года утверждено «Положение о признании международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 г. №107). В ноябре 2011 года вышел Приказ Министерства Финансов «О введении в действие международных стандартов финансовой отчетности и разъяснений международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (от 25 ноября 2011 г. №160н).
8. МСФО в России Минфин подготовил для применения на территории России: 40 международных стандартов: 25 разъяснений к ним. Установлено, что Международные стандарты финансовой отчетности и Разъяснения к ним вступают в силу на территории РФ со дня их официального опубликования в журнале «Бухгалтерский учёт», являющемся официальным печатным изданием для публикации МСФО. Международные стандарты нужны прежде всего для составления консолидированной отчетности, начиная с 2012 года. Российские правила составления такой отчётности отменены. Для обычной (индивидуальной) бухгалтерской отчетности по-прежнему надо будет применять российские стандарты бухгалтерского учета (ПБУ).
8. МСФО в России Консолидированную отчетность по МСФО за 2012 г. должны составлять только публичные компании, у которых есть дочерние (зависимые) компании. Это банки, страховые организации и организации, ценные бумаги которых обращаются на бирже. Речь идет только о компаниях, которые вышли на рынок с долевыми ценными бумагами, например с акциями. Для компаний, которые выходят на торги с облигациями и иными долговыми ценными бумагами, стандарты МСФО станут обязательными с 2015 г.
8. МСФО в России Тексты МСФО размещены на официальном сайте Министерства финансов РФ http://www.minfin.ru/ в разделе «Бухгалтерский учёт и аудит», а также в информационно-справочных системах «Гарант», «Консультант плюс» и др. Также на сайте Минфина РФ размещены обучающие материалы по МСФО, подготовленные в рамках Проекта ТАСИС по бухгалтерскому учёту и отчётности.