Начало обновления стандартов общего образования:что делать?Москва, февраль 2010
21 января – открытие года учителяСегодня мыутвердилиинициативу «Наша новая школа»
6 пунктов президентской инициативы1. Переход на новые образовательные стандарты2. Развитие системы поддержки талантливых детей3. Совершенствование учительского корпуса4. Изменение школьной инфраструктуры5. Сохранение и укрепление здоровья школьников6. Расширение самостоятельности школ
Переход на новые стандарты - 1 От стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым учеником, будет осуществлен переход на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должны продемонстрировать дети, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов В любой образовательной программе будет две части: обязательная и та, которая формируется школой. Чем старше ступень, тем больше возможности выбора. Новый стандарт предусматривает внеаудиторную занятость - кружки, спортивные секции, различного рода творческие занятия
Переход на новые стандарты - 2 Результат образования - это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Ученик должен обладать целостным социально-ориентированным взглядом на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. Это возможно лишь в результате объединения усилий учителей разных предметов В школе должны быть созданы кадровые, материально-технические и другие условия, обеспечивающие развитие образовательной инфраструктуры в соответствии с требованиями времени. Финансовое обеспечение будет построено на принципах нормативно-подушевого финансирования ("деньги следуют за учеником"), переход на которое планируется завершить во всех субъектах Российской Федерации в ближайшие три года. При этом средства будут поступать и в муниципалитеты, и в каждую школу по нормативу независимо от форм собственности
Переход на новые стандарты - 3 Чтобы работа по стандартам была эффективной, предстоит развивать систему оценки качества образования. Нужна независимая проверка знаний школьников, в том числе - при их переходе из 4-го в 5-й и из 9-го в 10-й классы. Механизмы независимой оценки могут создаваться силами профессионально-педагогических союзов и ассоциаций. Россия будет продолжать участвовать в международных сравнительных исследованиях качества образования, создавать методики сопоставления качества образования в различных муниципалитетах и регионах Уже в 2010 году мы введем новые требования к качеству образования, расширив список документов, характеризующих успехи каждого школьника. Единый государственный экзамен должен оставаться основным, но не единственным способом проверки качества образования. Кроме того, мы введём мониторинг и комплексную оценку академических достижений ученика, его компетенций и способностей. Программы обучения старшеклассников будут увязаны с дальнейшим выбором специальности
Правовое поле стандартовСт. 14, п. 5 Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ и должна обеспечивать достижение обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ, установленных соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами
Правовое поле стандартовСт. 29, п. 6.1 обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ
Что делать?1. Считать нормативы по новому2. В систем оценки качества: Поддерживать методические объединения, привлекая их к оценочным процедурам (аккредитация ОУ и аттестация учителей)Проводить мониторинг компетентностей3. Учить учителей (сегодняшняя встреча)4. Обеспечить закупку новых учебников5. Технологизировать позиции по условиям осуществления образовательной деятельности6. Создать рабочую группу и вести электронный мониторинг введения НСОТ
Использовать результаты КПМОПодведенные итоги показали, что мы (система образования) вышли на новый качественный уровень. Утверждена президентом национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Предстоит, более комплексный подход. Поставлено несколько сложнейших задач.Сейчас ставим задачу запуска новых стандартов. Это связано с требованием к качеству обучения, к качеству учителей, с успехом национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»