кафедра «Микроэкономика» Варвус Светлана Анатольевна доцент, кандидат экономических наук [email protected]
поведение потребителя в рыночной экономике
Направления анализа Кардинализм К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер cardinal – основной Полезность блага можно измерить - ютиль Потребитель способен оценить разность в уровнях полезности Количественное выражение полезности
Полезность Общая Накопленная сумма полезностей от всей совокупности последовательно приобретенных единиц блага
Равновесие потребителя
Потребительский выбор — выбор, максимизирующий функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов (денежного дохода) Ограничения потребительского выбора: денежный доход потребителя ограничен; цены не зависят от количества благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. .
постулаты теории поведения потребителя: Ненасыщение. Для покупателя более количество данного блага предпочтительнее меньшему количеству Рефлексивность. Если два набора благ одинаковы, то, оценивая их полезность, покупатель признает, что любой их них не хуже другого. Транзитивность. Набор №1 предпочитает набору №2, а набор №2 предпочитает набору №3, то он предпочитает набор №1 набору №3 полной упорядоченности. При наличии двух разных наборов потребитель способен либо их ранжировать, либо признать их в равной степени предпочтительными.
Кривая безразличия в трехмерном пространстве
Зона замещения – участок кривой безразличия, в котором возможна эффективная замена одного блага на другое
Предельная норма замещения
Линия бюджетного ограничения
Изменение бюджетной линии
Динамическое равновесие потребителя Кривая доход - потребление
Кривые Энгеля
Динамическое равновесие потребителя Кривая «цена – потребление»
Эффект дохода и эффект замещения