Лекция № 10 Тема 1.13 Маркетинговая деятельность и планирование на железнодорожном транспорте
Понятие маркетинга. Маркетинг — система планирования, ценообразования, продвижения и распространения идей, товаров и услуг для удовлетворения нужд, потребностей и желаний отдельных лиц и организаций; реклама является лишь одним из факторов процесса маркетинга.
Концепция маркетинга. Концепция маркетинга - положение, согласно которому задачей организации является: определение нужд и потребностей целевых рынков; обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и более продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Концепция совершенствования производства Концепция совершенствования производства - положение, согласно которому задачей организации является совершенствование производства и повышение эффективности системы распределения. При этом считается, что потребители благосклонно относятся к товарам, которые широко распространены и доступны по цене.
Концепция качества Концепция качества, один из наиболее важных факторов общей производительности, показывает необходимость комплексного, системного подхода к качеству производимой продукции. Наиболее частая ошибка руководителей при оценке производительности своей организации заключается в том, что они рассматривают лишь показатели объема производства.
Концепция сбыта Концепция сбыта - направление деятельности производителей товаров, стремящихся правильно организовать сбытовую деятельность.Суть концепции социально-ориентированного маркетинга можно выразить следующим образом: сначала компания выявляет нужды, потребности и интересы целевых рынков, а затем обеспечить клиентам высшую потребительскую ценность способами, которые поддерживают (или даже улучшают) благополучие клиента и общества.
Концепция социально-ориентированного маркетинга Концепция социально-ориентированного маркетинга помогает ответить на вопрос: всегда ли фирма, которая выявляет и удовлетворяет индивидуальные потребности клиентов, делает все возможное для потребителей и общества, если оценивать ее работу на протяжении десятилетий. Концепция социально- ориентированного маркетинга не в состоянии предусмотреть возможные конфликты между сиюминутными потребностями и длительным благополучием клиента.
Цели маркетинга
Максимизация потребления Максимизация потребления максимизирует производство, уровень занятости, а следовательно, и благосостояние общества.
Максимизация степени удовлетворения потребителей Максимизация степени удовлетворения потребителей исходит из того, что более важным является не простое увеличение потребления, а достижение роста степени удовлетворенности потребителей.
Максимизация выбора потребителей Максимизация выбора потребителей обеспечивает такое разнообразие товаров, чтобы потребители могли иметь возможность найти товары, в точности удовлетворяющие их вкусы.
Максимизация качества жизни Максимизация качества жизни —согласно которой маркетинг не только должен обеспечивать количество, качество, разнообразие и доступность товаров по приемлемым ценам, но также и качество культурной и физической среды обитания людей.
Функции маркетинга: Аналитическая- исследование внешней и внутренней среды; анализ рынков (локальных, международных); исследование рынков (капитала, трудовых и материальных ресурсов); исследование отраслей промышленности; исследование продаж; исследование потребностей и предпочтений; исследование маркетингового комплекса; изучение конкурентов; прогноз спроса и продаж, проведение ситуационного анализа, сегментирование рынка, позиционирование товаров
Функции маркетинга: Производственная - реализация товарной политики; определение и разработка ассортиментной структуры производства, улучшение качественных характеристик и конкурентоспособности товара; разработка новой продукции и т.д.
Функции маркетинга: Сбытовая - реализация политики сбыта и распределения товаров; выбор каналов сбыта и товародвижения; организация планирования и перевозки груза; определение товарооборота и торговых бюджетов и т.д. Реализация стратегии и тактики формирования цен; разработка механизма изменения текущих цен
Функции маркетинга: Продвижения и управления - согласование деятельности всех отделов компании и ориентация их на интересы клиента; взаимоувязка и координация всех маркетинговых функций с точки зрения интересов потребителя; проведение внутреннего маркетинга — осуществление найма работников, обучение и стимулирование сотрудников компании к высокому уровню обслуживания клиентов. Реализация стратегии продвижения; выбор комплекса коммуникаций, координация действий торговых агентов; обоснование мультимедиа технологий в системе продвижения товара; организация поощрения покупателей и потребителей; стимулирование работников сбыта; организация PR-акций.
Понятие конкурентоспособности Конкурентоспособность — способность определённого объекта или субъекта превзойти конкурентов в заданных условиях. Объекты, обладающие конкурентоспособностью, можно разбить на четыре группы:товары,предприятия (как производители товаров),отрасли (как совокупности предприятий, предлагающий товары или услуги),регионы (районы, области, страны или их группы).
Понятие конкурентоспособности Конкурентоспособность товара потребитель оценивает с точки зрения своих потребностей и полноты их удовлетворения. Обладая ограниченными возможностями (не только финансовыми, поскольку сам процесс потребления обусловлен некоторой «технологией», а следовательно — и «производительностью»), потребитель стремится максимизировать степень своей общей удовлетворенности.
Домашнее задание: 1. Читать и краткий конспект (электронный учебник) темы:Этапы организации маркетингаКомплексное исследование рынкаФормирование ценовой политикиУстановление цены на товар Классификация рекламы2. Подготовка к самостоятельной работе по пройденной теме.