Федеральное агенство по образованиюЧелябинский Государственный университет Презентацияпо дисциплине: «Микроэкономика»на тему: «Конкуренция:экономическая сущность,преимущества,виды»
СОДЕРЖАНИЕ: ВведениеСущность конкуренцииФункции конкуренцииВиды
1.Сущность конкуренции Конкуренция (от латинского «concurrere»-сталкиваться)означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
Введение Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений является понятие конкуренции (competition) . Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом , побуждающим человека к конкурентной борьбе , является стремление превзойти других . В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере .Конкурентная борьба - это динамический ( ускоряющий движение ) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Суть конкуренции проявляется в том, что она, с одной стороны, создает такие условия, за которые покупатель на рынке имеет великое множество возможностей для приобретения товаров, а продавец - для их реализации. С другой стороны, в обмене принимают участие две стороны, любая из которых ставит свои интересы выше интереса партнера. В результате и продавец, и покупатель при заключении соглашения должны идти на взаимный компромисс при определении цены, иначе соглашение не состоится, а каждый из них понесет убытки.Непременным условием конкуренции есть независимость субъектов рыночного отношения от определенных "высших" и внешних" сил. Эта независимость проявляется, во-первых, в возможности самостоятельно принимать решение о производстве или купле товаров или услуг; во-вторых, в свободе выбора рыночных партнеров. В процессе конкуренции хозяйствующие субъекты как бы взаимно контролируют друг друга. Конкуренция также является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка.
Освоение продукции ранее не производимой Производство модернизирован ной продукции Производство продукции высокого качества Увеличение объемов производства при сокращении затрат Экономические последствия совершенной конкуренции Анархия,кризисыРаспыление производительных силРасслоение общества Рис.Экономические последствия совершенной конкуренции
С конкуренцией связываются такие негативные стороны ее проявления,как разорение,обнищание определенной части населения,безработица,нестабильность, дифференциация,социальная несправедливость,инфляция,образование монополий и т.д.
Функции конкуренцииФункция регулирования. Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель(суверенитет потребителя). Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
Функция мотивации. Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:-предприятия, которые предлагают лучшую по качеству продукцию или производят ее с меньшими производственными затратами, получают вознаграждение в виде прибыли (позитивные санкции). Это стимулирует технический прогресс;-предприятия, которые не реагируют на пожелания клиентов или нарушения правил конкуренции своими соперниками на рынке, получают наказание в виде убытков или вытесняются с рынка (негативные санкции).
Функция распределения. Конкуренция не только включает стимулы к более высокой продуктивности, но и позволяет распределять доход среди предприятий и домашних хозяйств в соответствии с их эффективным вкладом. Это отвечает господствующему в конкурентной борьбе принципу вознаграждения по результатам.
Функция контроля. Конкуренция ограничивает и контролирует экономическую силу каждого предприятия. Например, монополист может назначать цену. В то же время конкуренция предоставляет покупателю возможность выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем справедливее цена.Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции.
В каждой рыночной экономике существует опасность того, что участники конкурентной борьбы попытаются уклониться от обязательных норм и риска, связанных со свободной конкуренцией, прибегая, например, к сговору о ценах или имитации товарных знаков. Поэтому государство должно издавать нормативные документы, которые регламентируют правила конкурентной борьбы и гарантируют: - качество конкуренции;- само существование конкуренции;- цены и качество изделий должны быть в центре внимания конкуренции;- предлагаемая услуга должна быть соразмерной по цене и другим договорным условиям;- защищенные правовыми нормами товарные знаки и марки помогают покупателю различать товары по их происхождению и своеобразию, а также судить о некоторых их качествах;- ограниченная по времени патентная защита (20 лет) и зарегистрированные промышленные образцы, а также образцы промышленной эстетики.
Виды конкуренции: Различают конкуренцию: -Функциональную (конкуренция определенного товара);-Видовую (по цене и качеству);-Межфирменную (среди отдельных предприятий и фирм);-Внутриотраслевую и межотраслевую;-Совершенную и несовершенную;-Добросовестную и недобросовестную;
Неограниченное количество участников Свобода принятия решений каждым участником конкуренцииПризнаки свободной (совершенной) конкуренции Полная информированность каждого участника конкуренции о ценах,спросе,предложении и т.д.Абсолютная мобильность материальных,трудовых,финансовых и пр.ресурсовРис.Признаки совершенной конкуренции
Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического прцесса на общую ситуацию настолько мало,что им можно принебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции: Множественность продавцови покупателей Отсутствие возможности покупателей и продавцовВлиять на цены Абсолютная мобильность производственныхресурсовОднородность выпускаемогопродуктаПолное знание предпринимателямисостояние рынка
Несовершенная конкуренция предполагает функционированиена рынке одной или нескольких крупных фирм,производящих основную массу определенного товара.Она проявляется в видемонополии (один продавец) и монопсонии (один покупатель),когдаотдельный рыночный субъект занимает доминирующее положениеи контролирует рынок данного товара.Определяющим при этом являются не размеры предприятия,а его доля в объеме рынка. К несовершенной конкуренции также относятся олигополии(несколько крупных продавцов),олигопсонии(несколько крупныхпокупателей),монополистическая конкуренция(множество продавцовдифференцированной продукции).
Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную инедобросовестную. Основные методы добросовестнойконкуренции: Повышение качества продукции;Снижение цен(«война цен»);Реклама;Развитие до- и послепродажного обслуживания;Создание новых товаров и услуг Основные методы недобросовестнойконкуренции: Экономический (промышленный шпионаж);Подделка продукции конкурентов;Подкуп и шантаж;Обман потребителей;Валютные махинации;Сокрытие деффектов и т. Д.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: Г.П. Журавлева-Экономическая теория Микроэкономика-1,2-УчебникРузавин. Г.И. Основы рыночной экономики. М.: ЮНИТИ. 1996.Л.С. Тарасевич,П.И. Гребенников,А.И. Леусский-Микроэкономика, учебник 2009г.