Глава 2. Экономика домохозяйства 9. Рациональное потребление
Рациональный потребитель (rational consumer) —потребитель, всегда максимизирующий полезность
Джон Хикс (1904–1989), английский экономист,завершил разработку начатой маржиналистами теории рационального потребления.
Аксиомы рационального потребления рациональный потребитель в состоянии ранжировать (располагать) наборы товаров по степени их предпочтительности;рациональный потребитель оценивает каждый набор товаров с точки зрения полезности для него каждогоиз входящих в набор товаров;
Аксиомы рационального потребления предпочтения рационального потребителя характеризуются транзитивностью;рациональный потребитель всегда предпочитает больше любого товара, чем меньше;рациональный потребитель легче жертвует потреблением того товара, которого у него больше.
Полезность (utility, U) — потребительские свойства товара или услуги и их стоимостная оценка потребителем.
Иеремия Бентам (1748—1832), английский философ, основатель утилитаризма (от англ. utility — полезность) — одногоиз направлений социальной философии. Сформулировал понятие полезности, которое попало в экономику из социальной философии. Автор “Введенияв принципы моралии законодательства” (1789).
Измерение полезности •общая полезность (total utility, TU) — общее удовлетворение, получаемое от потребления наборов товаров;•средняя полезность (average utility, AU) — общая полезность, деленная на количество потребленного товара Q;•предельная полезность (marginal utility, MU) —прирост общей полезности в результате увеличения потребления на единицу.
Закон убывающей предельной полезности (law of diminishing marginal utility) — по мере роста потребления предельная полезность каждой дополнительной единицы потребления сокращается.
Герман Госсен (1810—1858), немецкий экономист, который впервые сформулировал закон убывающей полезности в труде «Исследование законов человеческих отношений” (1854). Этот закон иногда называют законом Госсена. Он также сформулировал основные идеи теории предельной полезностив потреблении.
Цена спроса Цена товара или услуги равна оценке потребителем их предельной полезности: P = MU
Измерение полезности кардиналистский поход (от англ. cardinal — количественный) — потребитель может измерять полезность как физическую величину, в некоторых единицах.ординалистский подход (от англ. ordinal — порядковый) — потребитель измеряет полезность товара путем сравнения егос другим товаром.
Кривая безразличия (indifference curve) — графическое изображение всех возможных комбинаций двух товаров, имеющих одинаковую полезность для потребителя, к выбору из которыхон безразличен.
Кривая безразличия
Черты потребления Различные наборы двух товаров характеризуются разным уровнем полезности для потребителя. Потребитель предпочитает большее количество товаров меньшему. Потребитель готов замещать сокращение потребления одного товара ростом потребления другого. Чем больше у потребителя одного из товаров, тем большим его количеством он готов пожертвовать ради получения дополнительной единицы другого товара.
Предельная норма замещения (marginal rate of substitution, MRS) —максимальное количество одного товара, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого товара, при неизменном уровне полезности.
Бюджетное ограничение (budget constraint) — комбинация всех наборов из двух товаров, которые потребители могут приобрести при существующих ценах на них и своем уровне дохода.
Бюджетное ограничение (budget constraint) — комбинация всех наборов из двух товаров, которые потребители могут приобрести при существующих ценах на них и своем уровне дохода.
Бюджетное ограничение
Английские маржиналисты Уильям Джевонс (1835—1882), английских экономист, один из авторов теории полезности. Основной труд — «Теория политической экономии» (1871). Показал, что пропорция обмена двух благ обратно пропорциональна соотношению степеней полезности этих благ.
Английские маржиналисты Франсис Эджуорт (1845—1926), английский экономисти статистик. В работе «Математическая психология» (1881) дополнил теорию Джевонса, показав, как достигается равновесная цена на рынке, а также предложил общую теорию полезности.
Выводы На рынке, за пределами своих домохозяйств, их члены ведут себя в основном как рациональные потребители и всегда стремятся получить максимально возможный эффект от потребления.Полезность — потребительские свойства товара или услуги и их стоимостная оценка потребителем. Цена спроса равна оценке потребителем предельной полезности товара. По мере роста потребления предельная полезность каждой дополнительной единицы потребления сокращается.
Выводы Выбор потребителя зависит от его предпочтений. Кривая безразличия показывает комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезностьдля потребителя. Чтобы приобрести дополнительную единицу одного товара, потребитель должен отказаться от другого. Этот показатель — предельная норма замещения.Потребление домохозяйства ограниченоего бюджетом. Бюджетное ограничение показывает комбинация всех товаров, которые потребители могут приобрести при существующих ценах и уровне своего дохода.