ТЕМА УРОКА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ДЕНЕГ «Даже любовь не свела с ума стольких людей, сколько мудрствования о сущности денег» (У. Гладстон, премьер-министр Великобритании)
ЦЕЛИ УРОКА:- проанализировать происхождение и функции денег; - развивать умение осущест- влять межпрежметные связи; - формировать познавательный интерес учащихся;
Понятия, которые должны усвоить учащиеся:Деньги;Товарные и бумажные деньги;Наличные и безналичные деньги;Свойства денег;Функции денег;
Тип урока: усвоение новых знаний ХОД УРОКА:Организационный момент (2 мин.)Изучение нового материала 1. Историческое развитие различных форм денег. (13 мин.) 1) Вступительное слово учителя - философы и экономисты о деньгах:
«Деньги околдовывают людей. Деньги мучают людей, которые в поте лица зарабатывают их. Люди придумывают самые оригинальные способы, чтобы раздобыть их и самые разнообразные, чтобы их растратить. Люди сделают почти все ради денег, а деньги сделают почти все ради людей.» (философ)«Деньги являются единственным товаром, который не годится ни на что другое, кроме как для того, чтобы от него избавиться. Они рождают ценность для вас только в процессе расставания с ними.» (экономист)
«Деньги – это дорога, по которой катится колесо торговли.» (др.мудрец)Вопрос к уч-ся: Деньги – это моральная или материальная катего- рия? деньги – зло или добро? (работа в парах) Выводы?
2) Интеллектуальная разминка Назовите пословицы о деньгах:Примеры:«Деньги не пахнут»«Не в деньгах счастье»«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»«Не было ни гроша, да вдруг алтын»«Копейка рубль бережет»«Время-деньги»«Подбивать бабки»
2). История развития различных форм денег (сообщение учащегося) – 3 мин.Примеры: в процессе исторической эволюции роль денег выполняли различные товары:У южных народов – раковины;У славянских племен – скот, мех;На о-ве Ява – большие каменные колеса;В Исландии – сушеная рыба;В Индии – жемчуг;
2. Сущность и виды денег (13 мин.) Вопр. к уч-ся: Как вы понимаете, что такое деньги? Почему они возникли?
2 теории возникновения денег:Рационалистическая (вследствие согла- шения между людьми);Эволюционная ( деньги возникают в процессе эволюции…)ДЕНЬГИ- общепризнанное в экономическом отношении средство обмена (универсальный товар)
Виды денег: 1).Товарные деньги;2).Деньги из драгоценных металлов; Вопрос к уч-ся: В чем преимущества денег из драг.металлов? ПОДУМАЙТЕ: почему бриллианты не стали деньгами? 3).Бумажные деньги (родина – Китай, XVII – США, XVIII -Европа ) краткая характеристика бумажных денег: - отношение к бумажным деньгам; - реальная и номинальная стоимость бум. денег; -сохранение связи бумажных денег с золотом; - контроль над правом печатания;4). Безналичные деньги: - кредитные карточки - чеки - электронные расчеты;
КАЧЕСТВА ДЕНЕГ СтабильностьПортативность ДолговечностьОднородностьДелимостьЛиквидность
Денежная масса
3. ФУНКЦИИ ДЕНЕГ Задание (превентивное): назовите функции денег при их использовании Получение зарплаты работником Покупка товара за наличные деньгиОплата коммунальных услугМуж прячет часть зарплаты от женыПолучение стипендии в ВУЗеРодители подарили на день рождения 500 гривенПомещение денег в банк
ФУНКЦИИ ДЕНЕГ:1). Деньги как средство обращения«Как только происходит обмен товарами, немедленно же раздается и лепет ленег».«Деньги – универсальный язык, с помощью которого легко договариваются между собой все продавцы и покупатели».
2). Деньги – средство измерения или мера стоимости (деньги измеряют стоимость абсолютно всех товаров иуслуг);3). Деньги – средство сбережения (наиболее удобная форма хране- ния богатства);Вопрос: В чем преимущества денег? Недостатки?
ЗАДАНИЕ:Расположите в порядке ликвидности:Загородный дом;100-гривенная купюра;Антиквариат;Средства на депозите до востребованияЗолотые украшения;Автомобиль новейшей марки;Ваши носки 2005 года выпуска;
4) Деньги как средство платежа (мера отложенных платежей – кредитные сделки).5) Мировые деньги- деньги, созданные международными организациями для осуществления расчетов между странами (Евро, экю..)
III. Закрепление новых знаний (5м) Сформулируйте понятие «деньги»;ПОДУМАЙТЕ: Что лучше выполняет функцию сбережения – деньги или картина Рубенса?Выполните задание: напишите на листочках. сколько денег вы хотели бы сейчас иметь?И на что вы их потратите? Озвучьте…Что вы планируете в будущем, чтобы такие деньги иметь?
Д/з: с.62-74, пр.текст, отв. на вопросы;Составьте сенкен слова «деньги».
Другие приемы,которые можно использовать: Интеллектуальная разминка «Загадка»: Ну что сказать о первом слоге О нем известно, слава Богу, Что он антоним слову «ночь», И привиденья гонит прочь. Второй же слог – спросите маму Француза, автора романов, Усатого де Мопассана По имени все как зовут. И что за слово вышло тут? Что получают в день зарплаты? Что прячут в сундуках пираты? За что конфеты продают?
Решение задач:1).Зарплату выдали 11-ю тысячными купюрами, 11-ю сотенными купюрами и 11-ю гривенными купюрами. Чему равна зарплата?2).Что дороже: полкилограмма двугривенных или килограмм гривенников?
Загадки- шутки Что можно приготовить, но нельзя съесть?Как в результате больших финансовых потерь стать миллионером?Где сыр и колбаса всегда бесплатны;
Игра-лото Раздать детям карточки-задания, которые состоят из двух частей: на одной название денежной единицы, на друкгой – название произведений, в которых герои расплачивались этими денежными единицами. Задание – правильно соединить. Денежные единицы: Произведения: Эре Малыш и Карлсон Пистоль Три мушкетера Пиастр Остров сокровищ Шиллинг Оливер Твист Рубль Герой нашего времени
Нарисуйте рисунок к пословице «Деньги –крылья»