Глава 1 Принципы экономики 7. Резервный час
Модели поведения человекав экономике Экономический человекЭтический человекСоциальный человек
Экономический человек Рациональный максимизатор, принимает оптимальные решенияСтремится достичь максимальной полезности в потреблении и максимальной прибылив производствеГлавный мотив деятельности — собственная выгода Обладает всей информациейСвободен в своем выбореВмешательство государства ограничивает свободу деятельности человека
Этический человек Мотивы человека — стремлениек увеличению материальных благ, а также альтруизм, милосердие, традиции, привычкиПредметом экономики является народ — национально и исторически определенное, объединенное государством целое Люди — прежде всего члены обществаи имеют индивидуальные и коллективные интересы Для обеспечения удовлетворения коллективных интересов необходимо государство
Социальный человек Наряду с материальными мотивами важную роль в экономической деятельности человека играют духовные мотивы Главная потребность человека — свобода самовыраженияВ труде человеку важны материальный результат, его престижность, сложность, возможность общения с другими людьмиУ человека должны быть возможности нетрудовой деятельности, отдыха, воспитания детей, получения образования
Добровольный обмен Излишек потребителя (consumer surplus) — разность между максимальной ценой, которую покупатель был готов заплатить за товар, и ценой, которую он реально заплатил. Излишек производителя (producer surplus) — разность между минимальной ценой,по которой продавец был готов продать товар, и ценой, за которую он реально его продал.
Выгодность обмена
Выигрыш от добровольного обмена (gains from voluntary exchange) — сумма излишка потребителя и излишка производителя.
Выгодность рыночного обмена рынок распределяет ресурсы в пользу того покупателя, для которого они представляют наиболее высокую ценность;рынок обеспечивает спрос на товары тех продавцов, которые могут произвести ихс наименьшими издержками;рынок обеспечивает такой объем производства товара, который максимизирует выгодность обмена для потребителейи производителей.
Эластичность (elasticity) — процентное изменение величины спроса при изменении цены на 1 процент.
Эластичный спрос (elastic demand). Спрос является эластичным, если процентное изменение величины спроса больше, чем процентное изменение цены. Если цена упала на 10%. В результате спрос возрос на 20%. Эластичность равна , больше 1, значит, спрос эластичный.
Неэластичный спрос (elastic demand). Спрос является неэластичным, если процентное изменение величины спроса меньше, чем процентное изменение цены. Если цена выросла на 20%, но в результате спрос упал только на 10%, эластичность спроса равна ,меньше 1, значит, спрос неэластичный.
Эластичность и доход если спрос эластичен по цене, т.е. эластичность больше 1, снижение цены приведет к увеличению доходов, увеличение цены — к снижению доходов;если спрос неэластичен по цене, т.е. эластичность меньше 1, снижение цены приведет к снижению доходов, а увеличение цены — к увеличению доходов;если эластичность равна 1, доходы не зависят от изменения цены.