автор: Короткова Зоя Антоновна, воспитатель МДОУ № 58 г. Мытищи МО. Рабочая программа ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА старший дошкольный возраст 900igr.net
Короткова Зоя Антоновка Педагогический стаж – 42 года; Окончила Красноярское педагогическое училище; Успешно проходила аттестацию на высшую категорию в 2001 и в 2006 гг.; Активно работает над проблемами: художественно-эстетическое воспитание дошкольников средствами фольклора; нравственное воспитание детей в семье; приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края.
«…Детство – рассвет жизни, основа судьбы» Р.М. Чумичева, доктор пед. наук. «…Русские сказки наравне с былинами, пословицами, поговорками составляют огромный пласт русской культуры. В них через знания, опыт предков отражаются окружающий мир и законы бытия. Всё наше народное творчество можно назвать сборником мудрости с примерно следующим названием «Как идти по жизни к успеху, совершая меньше ошибок, помогая себе и окружающим». А. Антонов
Одним из основных направлений обеспечения разностороннего личностного развития детей дошкольного возраста является решение задач художественно-эстетического воспитания. Эффективным средством достижения целей эстетического воспитания выступает русское народное творчество. Фольклор, как способ отражения и осмысления мира, имеет огромный воспитательно-развивающий потенциал. Русский народ создал уникальную изустную литературу, формы празднований народных календарных праздников, песни, хороводы, народные игры, декоративно-прикладное искусство. Произведения русского фольклора понятны и очень интересны детям. Фольклор дает прекрасные образцы речи, подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, в них много олицетворений, метких определений. Пословицы можно подобрать почти к любой ситуации. В работе с детьми с нарушениями речи устное народное творчество нужно для развития просодической стороны речи. Дети не только должны усвоить родной язык, но и овладеть речью в совершенстве: иметь достаточное дыхание, отработанный ритм, характерный тембр, варьировать интонации. Народное творчество необходимо для автоматизации звуков речи, фольклор - незаменимый помощник в процессе развития связной речи. Где, как не в сказках играх-драматизациях, мы можем развивать монологическую и диалогическую речь? На самом деле вся эта стихотворная «шумиха» незаменима в коррекционной работе. Мы можем взять ее в помощники в овладении детьми родным языком. Фольклор поможет развить фонематический слух. Через народное творчество мы учим детей играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Народное творчество призвано развивать юмор и воображение. Не все дети, имеющие тяжелые нарушения речи, могут адекватно относиться к шуткам, понимать образные выражения, поэтому так нужны небылицы, перевертыши, загадки. Нравственные заповеди лучше усваиваются не через прямые наставления, а через сказки, пословицы, скороговорки. Народное творчество дает возможность окунуться в особый, свойственный только детям взгляд на мир, запечатленный в слове.
Дополнительные занятия по художественно-эстетическому воспитанию детей с нарушениями речи средствами фольклора проводятся: 1 раз в неделю; Всего - 34 занятия; Длительность занятий – 30 минут.
Программа воспитания и обучения под редакцией М.А. Васильевой; Авторская образовательная программа О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»; Методическое пособие М.Б. Зацепиной и Т.В. Антоновой «Народные праздники в детском саду».
Цель - создание условий для эффективного художественно-эстетического развития и самореализации личности дошкольников с нарушением речи через расширение представлений о народном творчестве. Задачи по национально-региональному компоненту: Формировать представление о роли и месте народного искусства Подмосковья в системе русского фольклора; Воспитывать интерес к искусству родного края. Задачи: Обогащать знания детей о содержательном, жанровом и видовом разнообразии фольклора; Обогащать знания и формировать представления о народных календарно-обрядовых праздниках; Формировать художественно-эстетические умения декоративно-прикладного рисования, народных музыкально-ритмических движений, игры на народных инструментах; Развивать интерес к участию в фольклорных праздниках; Развивать речь; Прививать любовь и бережное отношение к произведениям народного творчества.
организации дополнительных (кружковых) занятий Беседа; Экскурсия; Игра-путешествие; Художественная мастерская; Народный праздник.
Принцип содержательного и жанрового многообразия фольклора обеспечивается по разделам: «Художественное слово» - используются русские народные сказки, обрядовая поэзия (заклички, колядки и др.), малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, считалки и т.п.), происходит знакомство с народными праздниками. «Изобразительная деятельность» - рассматриваются величайшие образцы народной живописи и русской народной игрушки. «Музыкальное воспитание» - разучиваются народные песни и хороводы, происходит знакомство с русскими народными инструментами. «Физическое воспитание» - обеспечение физической активности детей осуществляется через народные подвижные игры.
РАЗДЕЛ 1. Фольклор как отражение жизни народа. Многообразие русского народного творчества. РАЗДЕЛ 2. Народный месяцеслов. Фольклорные календарно-обрядовые праздники. РАЗДЕЛ 3. Устное народное творчество. РАЗДЕЛ 4. Изобразительное народное творчество. РАЗДЕЛ 5. Музыкальное народное творчество.
Фольклор как отражение жизни народа. Многообразие русского народного творчества. Прошлое родного края. Посещение экспозиций городского музея. Из истории названия города. Наименования ремесел, которыми занимались предки. Герои-земляки. История возникновения русского народного творчества. Многообразие фольклора. Виды и жанры. Русская народная сказка. Малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, считалки и др.). Обрядовая поэзия (заклички, колядки и др.). Декоративно-прикладное искусство. Русская игрушка. Музыкальное народное творчество и подвижные игры.
Народный месяцеслов. Фольклорные календарно-обрядовые праздники Народный месяцеслов и связь с явлениями природы и видами человеческой деятельности. Особенности и приметы сентября. Уборка урожая. Беседа о характерных приметах октября. Рассказ о народном празднике Покрове. Традиционный осенний праздник «Веселая ярмарка». Встреча Нового года, рождественские праздники и святочные гадания. Масленица и ее празднование на Руси. Как наши предки встречали, «закликали» весну. Традиции народно-церковного праздника Пасха. Особенности чествования «русского дерева» - березоньки.
Устное народное творчество Разучивание ярмарочных закличек. Ноябрь – последний месяц осени, беседа о праздниках «Синичкин день» и «Кузьминки». Рассказ об истории празднования Нового года. Разучивание новогодних и рождественских колядок. Зима - не лето, в шубу одето - беседа о характерных особенностях зимы, народных зимних приметах. Славная летопись подвигов русских богатырей. Народный юмор - докучные сказки, скоро говорки, дразнилки. Этическая беседа о маме с включением народных пословиц и поговорок. Знакомство со сказкой «Семь Симеонов», пословицы о труде и мастерстве, загадки об орудиях труда.
Традиции хохломской росписи – «Кудрина», «Травка», цветовое решение мастеров, кухонная утварь, расписанная в хохломском стиле. Знакомство детей с образом коня в русском народном декоративно-прикладном творчестве (городецкая, палехская, хохломская роспись). Народные песни, воспевающие русскую тройку. Традиции росписи дымковской игрушки. Гжельский художественный промысел - используемые авторами цвета, предметы обихода, выполненные под «гжель». Зимние узоры вологодских кружев – особенности творчества вологодских кружевниц. Из истории народного костюма – кто такой портной, как окрашивали в старину ткани, виды народной одежды, цветовые предпочтения в одежде в разных регионах России и в Подмосковье. Лепка из глины и соленого теста жаворонков с последующим расписыванием в разных стилях для использования на празднике встречи весны. История и образцы русской матрешки. Изготовление атрибутов для украшения русской березки - гирлянды, фонарики, бантики, бумажные цветы, подарочные коробочки. Изобразительное народное творчество
Музыкальное народное творчество Знакомство с традиционными народными инструментами, которыми сопровождаются осенние посиделки и ярмарки – дудочки, трещотки, бубны. Русская балалайка. Инсценирование народной песни «Две тетери». Разучивание песни «Уж ты, Зимушка-Сударушка!», народная игра «Как на горке снег, снег!». Русский хоровод «Ой, бежит ручьем вода». Весенне-летние игры-ловишки - «Салки и пятнашки», «Салки с домом», «Круговые салки», «Заря-Заряница».
Месяц/ неделя 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя Сентябрь Прошлое Земли Мытищинской В гостях у дедушки Фольклора Восенушка-осень - сноп последний косим Где живет перо Жар-птицы? Октябрь Октябрь-грязик - ни колеса, ни полоза не любит Путешествие на златогривой чудо-тройке Звонко дудочки поют … Ярмарочные заклички Ноябрь Веселая ярмарка Русская балалайка Русская народная песня «Две тетери» Синичкин день Декабрь В гостях у Дымковской игрушки А был ли Новый год на Руси? Веселые Колядки Пришла Коляда накануне Рождества Январь Каникулы Зима - не лето, в шубу одето Гжель прекрасная Февраль Уж ты, Зимушка-Сударушка! Зимние узоры На героя и слава бежит У Маслены 7 деньков Март Грач на горе - весна на дворе Поэзия народного костюма Шутку шутить — людей насмешить Русский народный хоровод «Ой бежит ручьем вода» Апрель Красная горка Жаворонки-жавороночки Сердце матери лучше солнца греет Русская матрешка Май Радуйся, Белая Березонька! Троицын день Дело мастера боится Весенне-летние игры-ловишки
1. Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986. 2. Аникин В.П. К мудрости ступенька, о русских песнях, сказках, пословицах, загадках. М., 1982. 3. Абрамов В., Поварова Л.С. На досуге // Сборник игр и развлече ний. — Куйбышев, 1956. 4. Агамова Н.С., Морозов И. А., Слепцова И.С. Народные игры для детей. Организация, методика, репертуар. — М., 1995. 5. Аникин В.П. Детский фольклор. — Л., 1983. 6. Антакольский А. Когда приходит Новый год? — М., 1983. 7. Былины / Пересказ И. П. Колпаковой. Л., 1973. 8. Василенко В.М. Народное искусство. М., 1974. 9. Водят дети хоровод. Музыкальные игры и песни для детей дошк. возраста. /М. Медведева, В.Рыжкова.-М., 1988. 10. Гомзяк О.С. Говори правильно в 6-7 лет (конспекты занятий). 11. Денынин А. И. Русская народная игрушка. М., 1929. 12.Динцес Л.А. Русская глиняная игрушка: Происхождение, пути исторического развития. М.— Л., 1986. 13. Жаворонушки: Русские песни, скороговорки, считалки, сказки, игры: В 5 вып. / Г. Науменко. М., 1977-1988. 14. Зиновьев Н.М. Искусство Палеха. М., 1969. 15. На Буяне, славном острове: Сб. русского фольклора / Обработ. Н. Колпаковой. Л., 1976. 16. Некрылова А. Ф. Круглый год (Русский земледельческий календарь). М., 1991. 17. Розова Л. К. Дымковская игрушка. М., 1972. 18. Русские народные сказки/Сост. А. Нечаев, Н. Рыбако, 1956. 19. Русские пословицы и поговорки. М., 1988. 20. Тарановская Н.В. Русская деревянная игрушка. Л. 21. Тарабурина Т.И., Елкина Н.В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Ярославль, 1996. 22. Темарин СМ. Русское прикладное искусство: Очерки. М. 23.Тридцать три пирога: Игры, считалки, скороговорки, М. Булатов. М., 1988. Украшения крестьянских домов и одежды // Историко-этнографический атлас. М., 1970.
Рабочая программа по художественно-эстетическому воспитанию детей с нарушениями речи средствами фольклора в рамках кружковых занятий направлена на активное приобщение детей к культурному наследию прошлого и богатству русского слова народа; основываясь на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности к наследию прошлого, решает актуальные проблемы художественно-эстетического воспитания дошкольников и способствует их эффективному речевому развитию.