Реализация образовательной области «Безопасность» в практике работы ДОУ Белая Ксения Юрьевна, канд. пед. наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО 900igr.net Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Реализация образовательной области “Безопасность» в практике работы ДОУ Проблемы безопасности по праву относят к глобальным. Именно поэтому в настоящее время сформировалась новая образовательная область, которая так и называется «Безопасность жизнедеятельности». Ее основная цель — подготовить ребенка к безопасной жизни в окружающей среде (природной, техногенной и социальной). Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Реализация образовательной области “Безопасность» в практике работы ДОУ Напомним, что фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Назовем некоторые из них: оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность); сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность); сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность). Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Реализация образовательной области “Безопасность» в практике работы ДОУ Условно выделим основные источники опасностей для ребенка-дошкольника: опасности, с которыми он может столкнуться дома (или бытовые); опасности контактов с незнакомыми людьми (дома и на улице); опасности, подстерегающие его на улице и дороге; опасности на природе. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Семь защитных стратегий 1. Не теряйте контакта с детьми. 2. Хорошо обучайте детей. 3. Закрывайте и запирайте. 4. Старайтесь быть на виду. 5. Выбирайте безопасные места. 6. Проверяйте. 7. Не ссорьтесь. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Образовательная область знаний “Безопасность” в ФГТ Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности; формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Образовательная область знаний “Безопасность” в ФГТ Задачи: формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Формы образовательной деятельности Рассказ, беседа, чтение, ситуативный разговор. Показ, объяснения, обучение, напоминание. Решение проблемных ситуаций. Личный пример. Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций. Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные). Этюды и постановки. Наблюдение , экскурсия и др. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Комплексно-тематическое планирование Задачи образовательной области “Безопасность»” невозможно решить без интеграции с образовательными областями: “Здоровье”, “Физическая культура”, “Социализация”, “Труд”, “Познание”, “Коммуникация”, “Художественное творчество”, “Музыка”. При комплексно-тематическом планировании важным является обор тем для образовательной деятельности. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста” В программе “Основы безопасности детей дошкольного возраста” (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.: Просвещение, 2007) предлагаются темы, разбитые на 6 разделов: “Ребенок и другие люди”; “Ребенок и природа”; “Ребенок дома”; “Здоровье ребенка”; “Эмоциональное благополучие ребенка”; “Ребенок на улицах города”. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Образовательная область знаний “Безопасность” Выбрав тему для беседы с ребенком, постарайтесь придерживаться следующей структуры своего рассказа: об источниках опасности; возможных угрожающих ситуациях; мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта; способах элементарной помощи при ранах и действиях в некоторых опасных ситуациях. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Образовательная область “Безопасность” в программе “От рождения до школы” 1-й раздел − “Безопасность собственной жизнедеятельности” 2-й раздел − “Бережем свое здоровье” 3 раздел − “Безопасность на улицах города” 4 раздел − “Безопасный отдых на природе” Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Тематическое планирование Несколько советов: Каждая тема должна обсуждаться с ребенком в повседневной жизни в разных ситуациях. Не спешите решить задачу или ответить на вопрос за ребенка. Помните, что набор готовых знаний не формирует потребности в познании, стремление к преодолению трудностей. Объясните ребенку, что вначале необходимо внимательно выслушать (или прочесть) задание, а затем его выполнять. Если ребенок затрудняется решить кроссворд в определенной последовательности, пусть выполнит более легкое задание. Это окрылит его, а к трудному он может вернуться позже. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Темы раздела “Безопасность собственной жизнедеятельности” “Взаимная забота и помощь в семье” “Опасные предметы” “Опасные ситуации дома” “Один дома” “Если ребенок потерялся” “Осторожно! Электроприборы” “Огонь – это очень опасно” “Правила поведения при пожаре” “Конфликты и ссоры между детьми” Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Темы раздела “Бережем свое здоровье” “Как устроен мой организм” “Соблюдаем режим дня” “Ценности здорового образа жизни” “О профилактике заболеваний” “Навыки личной гигиены” “Поговорим о болезнях” “Врачи – наши друзья” “О роли лекарств и витаминов” и др. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Темы раздела “Безопасность на улицах города” Правила безопасного поведения на улицах Устройство проезжей части «Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей О работе ГИБДД (ГАИ) Правила поведения в транспорте Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Темы раздела “Безопасный отдых на природе” “Правила поведения на природе” “Опасные насекомые” “Ядовитые растения” “Не все грибы съедобны” “Правила поведения при грозе” “Правила поведения при общении с животными” “Бережное отношение к живой природе” “В природе все взаимосвязано” “Помощь при укусах” Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Методические пособия по теме 1. Белая К.Ю. Я и моя безопасность. Тематический словарь в картинках: Мир человека. – М.: Школьная Пресса, 2010. – 48 с. 2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. – М.: Мозаика-синтез,2011. – 64с. 3. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. – 160 с. 4. Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, М.Д. Маханева. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. 5. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 24 с. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Методические пособия по теме 6. Основы безопасности детей дошкольного возраста. / Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. М.:Просвещение, 2007. 7. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Изучение правил дорожного движения: Кн. для учителя. – Мн.: Нар. асвета, 1996. 8. Стеркина Р.Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2000. 9. Твоя безопасность: Как себя вести дома и на улице. Для средн. И ст. возраста: Кн. для дошкольников, воспитателей д/сада и родителей. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. - М.: Просвещение, 2005. 10. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 11. Шорыгина Т.А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. – М.: Книголюб, 2004. 12. Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет. – М.: Сфера, 2005 Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Дидактические и настольно-печатные игры Мир в картинках “Автомобильный транспорт”. Предметы гигиены. Если малыш поранился. Как избежать неприятностей. Часть 1 – на воде и на природе. Как избежать неприятностей. Часть 2 – во дворе и на улице. Как избежать неприятностей. Часть 3 – дома. Не играй с огнем. Звуковое лото “Звуки окружающего мира”. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Дидактические и настольно-печатные игры Дорожная безопасность. Пожарная безопасность . Какие бывают службы помощи. Гигиена и здоровье. Азбука дорожного движения. Будь внимателен и осторожен. Будь осторожен с незнакомыми людьми. Правила противопожаной безопасности. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»
Спасибо за внимание Контактные телефоны: 8- 499-977-26-67 Белая К.Ю. Информационный центр «МЦФЭР Ресурсы образования»