Роль школы в организации профилактической работы по предупреждению девиантного поведения детей и подростков Заместитель директора по ВР - Гладских Н.В. Социальный педагог – Волынкина Н.И. МОУ СОШ № 9 г. Коврова
Нормативно-правовая база профилактической работы по предупреждению девиантного поведения учащихся МОУ СОШ № 9: Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Гражданский, Семейный, Уголовный кодекс РФ; Кодекс об административных правонарушениях РФ; Закон РФ "Об образовании"; Федеральный закон №120 "Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"; Федеральный закон № 124 "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ"; Устав МОУ СОШ № 9; Положение о Совете профилактики; Правила внутреннего распорядка
Превентивная позитивная профилактика девиантного поведения детей и подростков Это четкая и доступная информация для детей, подростков, родителей, учителей с целью разъяснения пользы здорового образа жизни, формирования здорового морально — психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных норм поведения. Занятость и стимулирование творческой и деловой активности среди молодежи и подростков признаны во всем мире как наиболее эффективный способ профилактики девиантного поведения
Модель организации воспитательной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков Учащиеся (в т.ч. «группа риска») Семьи учащихся (в т.ч. неблагополучные) Заместитель директора по ВР Педагоги-воспитатели Социально-психологичес-кая служба Директор Учреждения культуры, спорта и информации Учреждения здравоохранения и социальной защиты населения Правоохранительные органы, КДН и ЗП, ПДН, ОДН Департамент образования, Управление образования, ВИПКРО Трудо- устройство Отдых, оздоровление Занятость в ДО Участие в проектах ИК родителей организацияВсеобуча Участие в КТД Участие в педсоветах
директор Заместитель директора по ВР Социально-психологическая служба Педагоги-воспитатели создание психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение их психического и психологического здоровья, предполагающего полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах. создание единого образовательного пространства, как достижение нового качества образования, адаптация обучающихся при переходе на различные ступени и уровни образования, реализация компетентностного подхода на разных ступенях образования. удовлетворение потребностей ребёнка с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения. Разработка комплекса нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области социально-психологической поддержки профилактическая работа, диагностическая работа, консультативная работа, коррекционно-развивающая работа разъяснения пользы здорового образа жизни, формирования здорового морально — психологического климата, создания условий для разумной организации в проведении свободного времени, разъяснения определенных норм поведения создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка, создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни цель содержание деятельности специалист, службы ОУ Структура управления моделью
Миссия социально-психологической службы: обеспечение развивающего характера образования, т.е. создание психолого-педагогических условий в образовательном пространстве, обеспечивающих психологическое благополучие участников образовательного процесса, сохранение их психического и психологического здоровья, предполагающего полноценное психическое и личностное развитие на всех возрастных этапах
Цели социально-психологической службы: создание педагогически целесообразной среды, способствующей успешному становлению ребенка как субъекта социальной жизни; создание условий для психологического комфорта и безопасности ребёнка; удовлетворение потребностей ребёнка с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения и преодоления негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.
Задачи: защита прав личности обучающегося, обеспечение его социальной, психологической и физической безопасности, социально-психологическая поддержка и содействие ребенку в проблемных ситуациях; квалифицированная комплексная диагностика возможностей и способностей ребенка; реализация программ преодоления трудностей в обучении, участие специалистов системы социально-психологического сопровождения в разработке образовательных программ адекватных возможностям и особенностям учащихся; социально-психологическая помощь семьям детей групп особого внимания; развитие социально-личностных, личностно-адаптивных и психолого-педагогических компетентностей учащихся, родителей, педагогов.
Участие в социальных проектах Проект Информационно-издательский центр «ЛИК» Проект Музей истории развития образования школы «ПОИСК» Проект Школьный педагогический отряд «ВЕСТА» Проект по благоустройству школьного двора «… Пошли мне САД»
Информационно-издательский центр «ЛИК» Цели работы: формирование разносторонне развитой личности учащегося; создание условий для реализации творческих способностей и самовыражения учащихся; обеспечение сотрудничества и сотворчества между учениками и между учителями и учениками; объединение учащихся для создания активной информационной среды.
Социальный проект по благоустройству школьного двора «…Пошли мне сад» На базе муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №9 г.Коврова существует подростковая трудовая бригада. После выявления склонности к асоциальному поведению у группы подростков школы было решено организовать деятельность подростковой трудовой бригады в рамках практико-ориентированного социального проекта «… Пошли мне сад». Проект трудовой деятельности подростков предлагает решение проблемы низкой самооценки, социализации личности, ее самоактуализации.. Проект способствует созданию условий для формирования самоактуализирующейся личности, формированию положительного опыта общения со сверстниками и педагогами.
Социальный проект «ВЕСТА» Последний проект педагогического отряда «Веста» - организация и проведение осенней смены ДОЛ с дневным пребыванием "СОЛНЫШКО"
Социальные проекты поисковых отрядов Музея «ПОИСК» В поисково-краеведческой исследовательской работе участвуют учащиеся 5-11 классов. Поиск ведется по по 12 направлениям Каждый год совет музея разрабатывает новые направления поиска.
Детские объединения Театр-студия «ЗЕРКАЛО» «УМЕЛЫЕ РУКИ» Спортивные секции «ВОЛЕЙБОЛ», «БАСКЕТБОЛ» ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА СТО «КАРТ-КЛАСС» Вокальная группа «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ» ИЗО-студия «РАДУГА» ШКОЛА БАЛЬНОГО ТАНЦА
Отдых и оздоровление Городской оздоровительный лагерь с дневным пребыванием на базе МОУ СОШ № 9 «СОЛНЫШКО» ЗОЛ «БЕРЕЗКА» ЗОЛ «ИСКАТЕЛЬ» ЗОЛ «СОЛНЕЧНЫЙ» ЗОЛ «ЛЕСНОЙ ГОРОДОК» Тематическая смена «ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Трудоустройство подростков Комитет по молодежной политике г. Коврова Агентство по трудоустройству молодежи Центр Занятости Населения г. Коврова Трудоустройство подростков 14-17 лет в течение года в МОУ СОШ № 9 Вожатые лагеря и школы полного дня Подсобные рабочие, озеленители Делопроизводители
Информационно-издательский центр «ЛИК» - Выпуск журнала «Родительский вестник»
Организация родительского лектория Всеобуч для родителей 1-11 классов «Школа молодого родителя» (для родителей будущих первоклассников)
Совместные КТД Фестиваль искусств «Весенняя капель» Рождественская ярмарка «Посвящение в ученики», «Посвящение в гимназисты» «Мама, папа, я - спортивная семья»
Участие в педагогических советах Традиционный педагогический совет «Семья. Нравственность. Культура. Здоровье»: 2006 год – «Здоровье школьника как неотъемлемая часть общей культуры» 2007 год – «Взаимодействие педагогического коллектива и родительской общественности по созданию единого образовательно-воспитательного пространства школы» (педсовет – деловая игра) 2008 год – «Формирование нравственных качеств у детей средствами семейных традиций» (педсовет – методический день) 2009 год – «Деятельность классного руководителя в современных условиях »
Индивидуальные консультации для родителей трудных детей консультации помогают установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащиеся, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребенка, позволяют устранить отрицательные и укрепить положительные факторы в семейном воспитании.
Работа с категорией «Трудные» осуществляется по программам: Программа развития взаимодействия педагогов, учащихся и родителей; Тематическое планирование «Жизненно-важные навыки общения»; Программа первичной позитивной профилактике употребления ПАВ; Программа «Все цвета, кроме черного»; Курс «Этика»; Операция «Подросток»…
Профилактика семейного неблагополучия: Формирование ценностного отношения к семье у учащихся Курс «Самосовершенствование» Г.К. Селевко Курс «Формирование у школьников образа жизни, достойной Человека» Н.Е. Щуркова
Совет по правовому обучению и воспитанию – профилактика девиантного поведения учащихся Виды и формы деятельности Совета: лектории, круглые столы, вечера вопросов и ответов, беседы на классных часах, правовые декады, встречи с представителями правоохранительных органов (ОДН, КДН, МРО УФСКН), встречи с медицинскими работниками.
1 3 2 4 5 6 Расположение к общению. Поиск общего интереса. Выяснение предполагаемых положительных качеств. Выяснение предполагаемых опасных качеств. Адаптивное поведение партнеров Установление оптимальных отношений Индивидуальное консультирование - Технология контактного взаимодействия Л.Б.Филонова Назначение технологии: Установление контакта. Стратегия на будущее.
Взаимодействие с социумом Сотрудничество на основании договора: УВД г. Коврова (ОДН, КДН, ГИБДД); МРО УФСКН России; Центр медицинской профилактики; Центр Занятости Населения; Учреждения дополнительного образования ВИПКРО (кафедра ТиМВ)
Результаты работы МОУ СОШ № 9 за 2006-2010 учебные года Категории учащихся 2006-2007 % 2007-2008 % 2008-2009 % 2009-2010 1 2 3 4 5 6 7 8 Дети в СОП 3 0,3 2 0,2 2 0,2 - ОДН 3 0,3 1 0,1 1 0,1 - КДН 1 0,1 2 0,2 1 0,1 - ВШУ 9 1,0 1 0,01 3 0,4 2 (0,2%) Дети «группы риска» 37 4,3 23 3,0 30 4,3 19 ( 2.7%) Семьи с СОП 3 0,3 1 0,1 1 0,1 - Безнадзорные 1 0,1 1 0,1 1 0,1 -
Результаты работы МОУ СОШ № 9 за 2006-2010 учебные года (% от общего числа учащихся)
Снижение числа учащихся, состоящих на всех видах профилактического учета и относящихся к «группе риска», доказывает эффективность модели воспитательной работы по профилактике девиантного поведения детей и подростков в МОУ СОШ № 9 г. Коврова
Адресная направленность: руководители ОУ; заместители директоров по воспитательной работе ОУ; социальные педагоги ОУ; классные руководители; педагоги-воспитатели