Мастер-класс для родителей «Готовимся к школе вместе».
Знакомим ребенка с буквами. Учимся, играя. Грамота – это овладение умением читать и писать тексты. Излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, то есть овладение письменной речью. Основные компоненты, которые входят в процесс обучения грамоте: Сформированность звуковой стороной речи Сформированность фонематических процессов Готовность к звуковому анализу и синтезу состава речи Знакомство с терминами: «звук», «слог», «предложение», звуки гласные и согласные, твердые и мягкие, глухие и звонкие Умение работать со схемой слова, предложения. Владение навыками послогового чтения.
Игра «Определи первый звук в слове» «Назови предметы, название которых начинается с того же звука Игра «Определи последний звук в слове» «Назови предметы, название которого заканчивается тем же звуком»
Игра «Самолет» (начало, середина и конец слова) Игра «Звуковой мячик» (твердый – мягкий согласный звук) Игра «Магазин» Игра-соревнование «Кто больше назовет слов на звук…» Игра «Подарки для…» «Какой звук заблудился?» (Тает снег, бегут ручьи, на ветвях сидят врачи) «Поймай звук» Игры с Звукоедиком. (к)ран, (ш)каф, (с)тул, сто(л), тарелк(а). «Звуковая эстафета» (по первым звукам названия картинок надо прочитать слово, и составить это слово из букв) К и т
Игра-загадка «Назови слова по модели»
Знакомство с буквами. Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
Игровые задания и упражнения. «Прошагай свое имя» «Какое слово длиннее?» «Доскажи словечко» «Скажи наоборот» (антонимы) «Скажи по-другому» (синонимы) «Поставь ударение в словах» (замок или замок) «Цепочка слов» («Города»)
«На что похожа буква?» (например: буква «О» похожа на дупло) «Из каких элементов она состоит?» (коротких длинных палочек, полукругов) «Конструирование буквы» (счетные палочки, карандаши, мозаика, камешки, шишки, пуговицы) Тестопластика . Игра «Определи наощупь, какую букву, слепил» Ниткография. Игра «Изобрази букву с помощью нитки (шнурка)» «Напиши букву в воздухе как Буратино (носом)» (футболист – ногой, дирижер – палочкой, локтем)
Игра «Определи букву по части» Штриховка буквы. Рисование на песке, манке или другой мелкой крупе. Чтение веселых стихотворений, загадок. «Дрожу от страха до сих пор! – Воскликнуло полено,- Похожа буква на топор! Расколет непременно!» «Умные ручки» (дети на ощупь отгадывают и называют спрятанную в муфте букву) «Угадай подаренную букву» (ребёнок должен узнать, какую букву ему написал на спине товарищ) «Дорисуй по точкам» «Живая буква» (в которой с помощью поз и движений дети должны показать букву. Кроме того «живые» буквы могут объединятся в слова
Предложение. «Живые слова» «Составь предложение из слов…» «Составь предложение по схеме» «Нарисуй схему предложения» «Что поставим в конце предложения?» «Спроси, ответь, позови»
Чистоговорки находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным материал; а также способствуют развитию голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков. ОМ-ОМ-ОМ-МЫ ПОСТРОИМ НОВЫЙ ДОМ «Скажи медленно-быстро» «Скажи громко – тихо» «Скажи с различной интонацией» (восклицательной, вопросительной) «Скажи как…(мышка, медведь, лиса)» «Пропой чистоговорку» (на мотив русской народной песни) «Закончи чистоговорку» ОК-ОК-ОК-БАБОЧКА СЕЛО НА…(цветок) «Эхо» (дети повторяют только конец) «Проговори и прохлопай» «Проговори и прохлопай, подбрасывая мяч вверх» «Проговори чистоговорку, перекладывая мяч из одной руки в другую» «Составь чистоговорку по картинке» «Посчитай» АШ-АШ-АШ-ОДИН КАРАНДАШ ША-ША-ША-ДВА КАРАНДАША ШЕЙ-ШЕЙ-ШЕЙ-ПЯТЬ КАРАНДАШЕЙ «Придумай чистоговорку» «Выложи чистоговорку» (с помощью фишек)
Скороговорки помогают научиться четко и красиво говорить, а такжу будут способствовать улучшению дикции и памяти. Игра «Отгадай звук» Сорок сорок в короткий срок съели сырок. (С) Три сороки-тараторки тараторили на горке. (Р) Игра «Отгадай скороговорку по картинке»
Развитие общей мелкой моторики. Формирование элементарных графических навыков. «Шнуровка» Пальчиковые игры (игра на пианино) Пластический материал Завязывание – развязывание узелков Сухой бассейн «Золушка» (перебирание крупы) «Веселые бусы» (игра-соревнование) «Лабиринты» Мозаика, пазлы, ЛЕГО Штриховка фигур, букв, цифр. Печатание букв, обводка по контуру Игра-соревнование «Кто быстрее» (выкладывание узоров, наматывание ниток на катушку)
«Веселые прищепки». «Допиши букву». Моделирование букв из палочек, пуговиц, спичек. «Пазлы», в которых дети из отдельных частей составляют букву. «Волшебные резиночки». «Геоборд», где дошкольники вначале по образцу, а затем по памяти должны составить буквы или предметы из резинок. Работа с ножницами. Пособия «Завяжи шнурки», «Застегни пуговицы» (игры – соревнования).