Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №2» Конкурс медиапрезентаций «Наша дошкольная жизнь» Номинация «Юные исследователи» «Детское экспериментирование как средство познавательного развития дошкольников» Авторы: Щепелева Татьяна Павловна – заведующий ДОУ, высшая квалификационная категория Князева Надежда Петровна – старший воспитатель, первая квалификационная категория 900igr.net
Одно из направлений образовательной деятельности коллектива – организация детского экспериментирования
Материал был апробирован в течение 3 лет в ходе функционирования муниципальной экспериментальной площадки по теме «Детское экспериментирование – средство повышения познавательной активности детей» (2009 – 2012г.г.)
Цель работы: создание системы работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности посредством детского экспериментирования опытно-экспериментальная проверка эффективности включения детей в исследовательскую деятельность. Разработать систему организационных и распорядительных мероприятий по внедрению детского экспериментирования в образовательном процессе Способствовать своевременному интеллектуальному и речевому развитию детей в процессе повышения их познавательной активности Создать систему методического обеспечения по разделу «Детское экспериментирование», а также педагогические условия для включения детей в детское экспериментирование Повысить профессиональную компетентность воспитателей в вопросах организации детского экспериментирования Задачи
Разработан механизм управления инновационным процессом Создана нормативно-правовая база для внедрения технологии «детское экспериментирование». Изданы локальные акты. Проведены дополнения в образовательной программе Проведена работа с кадрами по повышению профессиональной компетентности педагогов Созданы условия для организации детской экспериментальной деятельности Создана база методического обеспечения организации детского экспериментирования Отработан механизм взаимодействия с социумом
Разработан механизм включения педагогов в творческий процесс Двумя педагогами пройдены курсы повышения квалификации по теме«Проектирование познавательно- исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»; Разработана механизм стимулирования педагогов, участвующих в инновационной деятельности Подобраны формы работы с педагогами в зависимости от группы педмастерства Результаты повышения педагогической компетенции участников инновационного проекта: 2 педагога подтвердили 1 категорию; 2 педагога получили 1 категорию; 1 педагог подтвердил 2 категорию Обучение заочное в педагогическом колледже (3 воспитателя); Создана творческая группа по разработке методического материала по проблеме «Детское экспериментирование». Разработана программа функционирования экспериментальной площадки Разработан план мероприятий по включению педагогов в работу экспериментальной площадки
Педагогический тренинг Творческая гостиная. Педагогический экзамен.
Повышение профессиональной компетентности педагогов по организации детского экспериментирования Уровень мотивационной готовности воспитателей возрос на 35 %; Теоретическая готовность выросла на 15 %; Практическая готовность педагогов увеличилась на 20 %
Создано методическое обеспечение Составлены перспективные планы по экспериментальной деятельности Разработаны методические рекомендации по организации детского экспериментирования Составлена брошюра-памятка для педагогов по организации детского экспериментирования Разработан диагностический инструментарий Разработана программа по организации детского экспериментирования в ДОУ
Созданы педагогические условия для включения детей в экспериментальную деятельность; Созданы центры Экспериментирования во всех возрастных группах экспериментальная деятельность включена в непосредственно-образовательную деятельность как ее часть, раз в неделю дети занимаются исследованием в режиме дня во всех возрастных группах.
При правильной организации исследований, опытов в детском саду, систематичности работы, взаимодействии с семьей ребенка, к 6-7 годам он овладевает экспериментальной деятельностью: При создании педагогом мотивации деятельности, ребенок видит проблему, может ее озвучить. Сам строит предположения Самостоятельно выбирает средства и способы действий, проверки предположений. Самостоятельно осуществляет исследования при скрытом контроле воспитателя Самостоятельно озвучивает результаты исследования и формулируют выводы Самостоятельно фиксирует результаты эксперимента в индивидуальном дневнике
Что дает экспериментальная деятельность для развития личности ребенка Сформированность интереса к элементарному экспериментированию Умение видеть и выделять проблему Целеустремленность , целенаправленность, целеполагание Умение планировать деятельность Обращение с элементарными приборами Умение анализировать и делать выводы , умозаключения Повышение познавательной активности, любознательность Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, классификация, обобщение). Инициативность, самостоятельность, саморегуляция деятельности Осознанность деятельности Воля (упорство в достижении цели, настойчивость, доведение дела до конца), Развитие речи Логичность Связность Доказательность. Грамматическая правильность речи
Сформированность экспериментальной деятельности Познавательное развитие
Проведены мероприятия по распространению педагогического опыта Педагогические гостиные по обобщению педагогического опыта: «Повышение познавательной активности детей на занятии посредством экспериментирования» «Познавательно-речевое развитие детей старшего дошкольного возраста при использовании экспериментирования» Проведено методическое объединение, открытые занятия и мастер-класс для педагогов района материал опубликован в сборнике УНО Кетовского района «Инновации в образовании» Опубликована статья Щепелевой Т.П. «Включение педагогов дошкольного учреждения в инновационный процесс» в сборнике «Кадровый менеджмент в дошкольном образовательном учреждении» ИРОСТ город Курган.
Мастер-класс по обучению педагогов района методике проведения эксперимента Общая структура эксперимента Ход эксперимента Приемы Мотивация деятельности Создание личностной мотивации. Обращение, беседа, сообщение, загадка, просьба героя Проблемная ситуация Осознание проблемы Обращение, беседа, сообщение Целеполагание Постановка задачи Подвести детей к называнию вариантов исследования Выдвижение гипотез Поиск решения задачи Подводящий диалог Проверка предположения Отбор нужных средств, реализация в действии Подводящий диалог. Побуждающий диалог. Выводы Подведение итога работы. Определение перспективы дальнейшей исследовательской деятельности. Подводящий диалог. Повторение методов исследования
Взаимодействие с родителями Рубрика «Маленький исследователь» в родительском уголке Дни открытых дверей Практические занятия с родителями Выставки «Мастерская изобретений» Открытые занятия Индивидуальные консультации Папки – раскладушки «Эксперименты в домашних условиях»
Экспериментирование в совместной деятельности Одни предметы тонут, а другие - плавают Из сухого песка не слепишь колобка, а из мокрого песочка вышел крепкий колобочек.
«Почему звенит колокольчик?» Экспериментирование в совместной деятельности
Как можно «поймать» воздух?
Эксперимент как часть непосредственно-образовательной деятельности детей «ЗЕЛЕНЫЙ ДЕТСКИЙ САД»
Как научить яйцо плавать?
Экспериментирование на прогулке
Мы считаем: Экспериментирование – это интересно, Экспериментирование – это познавательно. Экспериментирование развивает и воспитывает Пробуйте, исследуйте, творите! Коллектив МКДОУ «Лесниковский детский сад общеразвивающего вида №2»
«Расскажи – и я забуду, Покажи – и я запомню, Дай попробовать – и я пойму» (народная мудрость)