Социально-психологический портрет ребенка дошкольного возраста Терских Мария Сергеевна, председатель ПЦК психологии 900igr.net
Концептуальные основания для характеристики возраста Были предложены Л.С. Выготским Д.Б. Элькониным А.Н. Леонтьевым В.В. Давыдовым П.Я Гальпериным
Основные понятия: - Возраст - Развитие - Социальная ситуация развития - Ведущая деятельность - Центральное психическое новообразование
Основания для составления социально-психологического портрета дошкольника: Познавательная сфера личности (ощущение, восприятие, мышление, память, воображение, внимание); Эмоционально-волевая сфера личности (эмоции, чувства, воля) Мотивационно-потребностная сфера личности (потребность, мотив) Специфика взаимодействия со сверстниками и взрослыми
Ранний возраст Границы возраста: 1-3 года ССР: В силу возросших возможностей ребенка, у него и у взрослого появляется общий предмет деятельности, который требует максимальной речевой активности. Начинает формироваться совместная деятельность; Ведущая деятельность – предметная деятельность. Направлена на усвоение общественно выработанных способов действия с предметами; ЦПН – самосознание.
Ранний возраст Развивается предметное восприятие; Преобладает наглядно-действенное мышление; Память непроизвольна (преобладает процесс узнавания); Развивается воссоздающее воображение; Внимание непроизвольно, управляется внешними источниками
Ранний возраст Развивается эмоциональная сфера, осваивает первую ступень нравственного чувства; Развиваются социальные потребности в общении и получении новых впечатлений; Преобладают деловые мотивы общения.
Ранний возраст Взрослый – партнер, носитель культурных норм; Сверстник недостаточно актуален, находится в позиции «рядом»
Кризис 3-х лет Симптомы: 1. негативизм 2.упрямство 3.строптивость 4. своеволие 5. протест-бунт 6. обесценивание 7. деспотизм/ревность
Дошкольный возраст Границы возраста: 3-7 лет ССР: существенно изменяется мир отношений ребенка, увеличивается круг контактов. Ребенок стремится активно действовать в этом мире, однако находит собственное пространство активности; Ведущая деятельность – сюжетно-ролевая игра; ЦПН – соподчинение мотивов.
Дошкольный возраст Развитие восприятия – развитие способов и средств ориентации, освоение сенсорных эталонов ; Преобладает наглядно-образное мышление, развивается словесно-логическое; Память непроизвольна ( постепенно возникает целенаправленное запоминание) Развивается творческое, продуктивное воображение; Внимание приобретает сосредоточенность и устойчивость
Дошкольный возраст Эмоции переживаются ярко и непосредственно; Чувства приобретают глубину и устойчивость; Развивается произвольность; Появляется спектр мотивов деятельности, взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Дошкольный возраст Сверстник – главный партнер дошкольника; Взрослый - носитель культурных норм, однако представляет интерес как личность.
Спасибо за внимание!