Формирование здорового образа жизни как средство здоровьесбережения школьника Учитель биологии МБОУ СОШ №67 г. Воронежа Кондаурова С.Ю.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья:Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем человека. Физическое здоровье – уровень роста, развития органов и систем организма. Психическое здоровье – состояние психической сферы. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информационной сферы жизнедеятельности. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека. Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
В настоящее время принято выделять несколько компонентов здоровья: Соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем человека. Физическое здоровье – уровень роста, развития органов и систем организма. Психическое здоровье – состояние психической сферы. Нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно - информационной сферы жизнедеятельности. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека.
Одно из важнейших условий успешного обучения, развития и воспитания – ЗДОРОВЬЕ. Здоровье детей – один из критериев благополучия общества. Среди детей, поступающих в школу, здоровых не более 10%.За период обучения в школе их число уменьшается в 4 раза. В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим. В законе РФ «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Учителя естественных наук на своих уроках имеют больше возможностей способствовать сохранению и укреплению здоровья детей и формировать мотивацию на ЗОЖ.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – категория общего понятия "образ жизни" включающая всебя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни.
здоровый образ жизни Оптимальный уровень двигательной активности Закаливание Рациональное питание Соблюдение режима труда и отдыха Личная гигиена Регулярное прохождение мед. осмотров Экологически грамотное поведение Психическая и эмоциональная устойчивость Сексуальное воспитание Безопасное поведение
Система работы по формированию здорового образа жизни школьников Уроки биологии Научное общество учащихся Кружковая работа Элективный курс Интегрированные уроки Уроки здоровья Конкурсы Экскурсии
Сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся Здоровьесберегающие технологии Учебно-воспитательные Организационно-педагогические Психолого-педагогические Лечебно- оздоровительные Экологические здоровьесберегающие Социально адаптирующие и личностно развивающие Медико- гигиенические Физкультурно- оздоровительные Обеспечивающие безопасность жизнедеятельности
Ставим перед собой задачи: организовать эффективную работу на уроке для сохранения и укрепления здоровья; повысить мотивацию учения; создать у детей ощущение радости в процессе обучения (психологический климат урока); развить творческие способности; воспитать культуру здоровья; научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Уроки Уроки здоровья. Уроки биологии. Интегрированные уроки. Экология и Человек Кружки
Исследовательские работы Опасно! Никотин. «Наркомания и подросток» «Проблемы современного питания подростков». Проекты Здоровый образ жизни школьника. Чистый двор. Школа – территория здоровья. Устный журнал «Здоровье» Зеленый класс.
Интегрированные уроки В человеке все должно быть прекрасно… СПИД – чума XXI века. Наркотики – жизнь или смерть? История людей – история болезней… Враги наши меньшие. Статистические законы генетики.
Интеллектуально-практический марафон Агитбригада «Мы за здоровый образ жизни». Путешествие с Айболитом Игра «Если хочешь быть здоров». Путешествие в страну «Аромотерапия». Ток-шоу «Компьютер и здоровье». Викторина « В мире животных»
Конкурсы Рисунков и плакатов Кроссвордов Синквейнов Буклетов Реклам и антиреклам Сообщений Стихов, частушек, песен
Экскурсии Музей медакадемии Станцию переливания крови Районная больница Стоматологическая поликлиника Санитарно-эпидемиологическая станция Механический завод Заповедники Воронежской области
Творческие работы Человек и биосфера. (Папка работ). Вода – это жизнь. (Папка работ). Человек и атмосфера. (Папка работ). Влияние радиации на организм человека Режим дня – условие сохранения здоровья. Земля- наш дом. (стендовый доклад) В здоровом теле – здоровый дух. (Буклет). Здоровый образ жизни. (Буклет). Здоровье и окружающая среда. (Буклет).
Рефераты Наркотики. Их пагубное действие на организм человека. Генетика – наука будущего. Сон. Сновидения. Гипноз. Заболевания опорно-двигательной системы. Алкоголь. Его влияние на организм человека. Здоровый образ жизни. Онкологические заболевания и их профилактика. Косметика и здоровье человека. Влияние цвета на состояние здоровья человека. Лекарства и яды – друзья и враги. Гигиена – наука о сохранении здоровья. Почему женщины живут дольше мужчин? Человек и радиация.
К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем.
ЗОЖ выражает ориентированность деятельности личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку Природой.
Ставим перед собой задачи: организовать эффективную работу на уроке для сохранения и укрепления здоровья; повысить мотивацию учения; создать у детей ощущение радости в процессе обучения (психологический климат урока); развить творческие способности; воспитать культуру здоровья; научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром.
Принципы системы работы учителя 1.Принцип целостности. 2.Принцип дифференцированности. 3.Принцип аксеологичности. 4.Принцип многоаспектности. 5. Принцип сознательности и активности. 6. Принцип непрерывности и постепенности. 7. Принцип последовательности и систематичности.
Результаты проекта Развитие представлений школьников о здоровом образе жизни. Сформированность потребности у школьников в соблюдении здорового образа жизни. Практическое применение полученных знаний, умений и навыков. Вовлечение учащихся в здоровьесберегающую деятельность школы. Сохранение и повышение уровня здоровья обучаемых детей.
«… Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум.» Геродот