Подготовила учитель биологии МБОУ СОШ № 67 г. Воронеж Кондаурова С.Ю.
Метод проектов — совместная, деятельность преподавателя и обучающихся, направленная на поиск решения, возникшей проблемы и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Учитель химии и биологии Гожской СШ Репина Ольга Геннадьевна
Проект – это пять П »: Проблема Проектирование (планирование) Поиск информации Продукт Презентация
- формулирование цели; - разработка или выбор путей выполнения проекта; - непосредственно работа над проектом; - оформление результатов; - обсуждение результатов работы.
Поработайте в паре. Объясните ситуацию: Миша заболел ангиной. Врач, осмотрев горло мальчика, назначил ему антибиотики и обязательный приём молочно-кислых продуктов с бактериальной флорой.
Есть ли связь между запахом и вкусом? Проблема
Гипотеза Если только по вкусу можно отличить яблоко от лука, то обоняние и восприятие вкуса не связаны.
Оборудование: кусочки картофеля, лука, яблока, моркови; повязка на глаза; прищепка Ход работы: 1 опыт – у испытуемых глаза и нос открыты, но на продукты он не смотрел. Кусочки клали пинцетом на язык. 2 опыт – глаза закрыты. Кусочки клали пинцетом на язык, но в другой последовательности. 3 опыт – глаза и нос закрыты. Кусочки клали пинцетом на язык, но в новой последовательности. Результаты оформили в виде диаграммы
Если во время дегустации нос зажат (уменьшается влияние обонятельных ощущений), то лук становится сладким как яблоко. Специфический «вкус» лука зависит от содержания в нём эфирных масел. Разнообразие ощущений, вызываемых пищей, определяется не только вкусовыми, но и обонятельными свойствами. При сильном насморке многие вкусные блюда становятся безвкусными.
Поскольку только по вкусу отличить лук от яблока нельзя, то обоняние и восприятие вкуса тесно связаны.
Научиться ставить опыты и проводить наблюдения. Работать с научно-популярной литературой. Обрабатывать результаты наблюдений. Проверить научную гипотезу о тормозящем влиянии света на рост растения
Традиционный урок Проверка д/з учеников учителем. 2. Объявление темы учителем. 3. Объяснение темы учителем. 4. Закрепление знаний учениками. Проблемно-диалогический урок 1. Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками. 2. Актуализация учениками своих знаний. 3. Поиск решения проблемы учениками. 4. Выражение решения. 5. Применение знаний учениками. Организация проектного обучения Чем же отличается традиционный урок от проблемно-диалогического урока?
Энтузиаст, который повышает мотивацию учащихся, поддерживая, поощряя и направляя их в направлении достижения цели. Специалист, который компетентен в нескольких (не во всех!) областях. Консультант, который может организовать доступ к ресурсам, в том числе к другим специалистам. Руководитель, который может четко спланировать и реализовать проект.
«Человек, который задает вопросы», который организует обсуждение способов преодоления возникающих трудностей путем косвенных, наводящих вопросов, обнаруживает ошибки и поддерживает обратную связь. Координатор, который поддерживает групповой процесс решения проблем. Эксперт, который дает четкий анализ результатов как выполненного проекта в целом, так и отдельных его этапов.
Самостоя-тельная поисковая и исследова-тельская деятельность Написать сочинение от имени мха
Проблемное изложение Число бактерий различно в воздухе проветренных и непроветренных помещений. Так, в классе после проветривания перед началом урока бактерий в 13 раз меньше, чем в той же комнате после урока. Как же распространены бактерии на Земле?
Поисковая беседа Цианобактерии нередко называют сине-зелеными водорослями. Почему? 1.Какой пигмент определяет способ питания цианобактерий? 2. Как делятся бактерии по способу питания?
Игровая деятель ность Используя фото и иллюстративный материал, проводим игру «Грибной сезон» по определению съедобных и ядовитых грибов. Самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность Используя дополнительную литературу, как выращивают грибы в искусственных условиях?
Поисковая беседа О чем свидетельствует наличие лишайников в данной местности? Как растут лишайники? Почему лишайники медленно разрушают горы? Где используют лишайники?
Проблемное изложение Во многих местах земного шара наблюдается так называемый «красный снег». У нас в стране это явление встречается на Кавказе, северном Урале, Арктики. Необычную окраску снега вызывает – хламидомонада снежная. Какой пигмент содержа её клетки?
Применение проектных технологий в обучении биологии - создаёт у учащихся образ цельного знания; повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний; изучение важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации); интерпретация результатов
Воспитывает: значимые общечеловеческие ценности (социальное партнёрство, толерантность, диалог); чувства ответственности, самодисциплины; способности к самоорганизации; желания делать свою работу качественно
Развивает: исследовательские и творческие способности личности; способность к самоопределению и целеполаганию; умения самостоятельно конструировать свои знания; коммуникативные умения и навыки; способность ориентироваться в информационном пространстве; умение работать с различными типами текстов; умение планировать свою работу и время;
Метод проектов по своей дидактической сущности нацелен на формирование способностей, обладая которыми, выпускник школы оказывается - более приспособленным к жизни, - умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, - ориентироваться в разнообразных ситуациях, - работать в различных коллективах.
Проектную деятельность ведут не только ученики, но и учителя. .