Мифы и реальность происхождения человека Учебный проект по биологии Руководитель: учитель биологии Черняева Л.С. Участники проекта: учащиеся 11 класса. «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь.» МОУ СОШ с.Терса. 900igr.net
«В цепи человек стал последним звеном, и лучшее всё воплощается в нём» Фирдоуси. Определить место человека в системе живой природы. Рассмотреть и изучить доказательства происхождения человека от животных. Методические задачи: Формировать умения наблюдать и анализировать, проводить черты сходства и отличия, отстаивать своё мнение. Научиться грамотно оценивать достоверность полученной информации. Развивать навыки проектной деятельности. Цель:
Основополагающий вопрос «Глядя в прошлое, обнажите головы.» «Глядя в будущее, засучите рукава.» Б.Шоу. Какое чудо природы человек ? Как благороден разумом ! ? Учебные предметы - биология, история, география, экология.
«Природа! Человек –твоё творение, и этой чести у тебя не отберут. Но на ноги поставил с четверенек, и человеком предка сделал труд.» С.Щипачёв. Проблемный вопрос Каким образом шла эволюция предков человека ?
Темы самостоятельных исследований учащихся. 1.Изучение антропогенеза, составление родословных человека. 2.Исследование социальных и биологических факторов эволюции человека. 3.Доказательства единства происхождения человеческих рас.
Вопросы учебной темы: Какие можно привести доказательства происхождения человека от животных?
Каковы движущие силы антропогенеза, биологические и социальные факторы?
Какие направления в эволюции человека можно выделить? Общие предки человека и человекообразных обезьян. Австралопитеки. Древнейшие люди -архантропы. Древние люди – палеоантропы. Первые и современные люди- неоантропы.
Можно ли доказать единство происхождения человеческих рас?
Каково воздействие человека на биосферу? «По мере развития общества человек до бесконечности увеличивает точки соприкосновения с окружающей средой и научится использовать тысячи природных условий, бывших до этого времени для него бесполезными или даже вредными.» Э.Реклю.
Этапы и сроки проведения проекта. «Зорок взгляд их, надёжны их руки, и мечтают они лишь о том, чтоб пройти им во славу науки неизведанным прежде путём.» Р.Рождественский.
«Познав всю связь причин и следствий, он природы скрытой выяснил закон.» Э.Дарвин. Этап 1 Аналитический- 2 недели. Этап 2 Сбор и обработка информации- 3 недели. Этап 3 Оформление результатов исследований- 2 недели.
Первый этап – 2 недели. Знакомство с проектом. Выбор тем исследований учащихся. Выбор творческого названия проекта. Формирование групп для проведения исследований. Составление плана действий.
Второй этап – 3 недели. Экскурсия в краеведческий музей – обсуждение источников информации по теме. Самостоятельное распределение заданий внутри групп. Определение тем исследований, работа по поставленным проблемам. Анализ первых результатов, коррекция плана исследований.
Третий этап – 2 недели. Обсуждение, обобщение результатов исследования (общие выводы). Оформление результатов исследования в виде презентации и буклета, создание «Веб – сайта». Защита проекта.
Результаты представления исследований: Презентация «Мифы и реальность происхождения человека». Буклет «Эхо истории». Веб- сайт. Устный журнал.
Информационные ресурсы. Материалы на печатной основе: Н.Н.Воронцов ,А.Н.Сухорукова «Эволюция органического мира».М.П.1991г. А.Н.Мельниченко «Происхождение и развитие человека».М.П.1988г. Ю.И.Семёнов «Как возникло человечество».М. «Наука»1986г. Э.А.Киселёва «Книга для чтения по дарвинизму».М.П.1980г. Журналы «Биология в школе». Интернет- ресурсы: Биология в интернете http://learnbioloju.narod.ru.