Муниципальное образовательное учреждение Меленковская средняя общеобразовательная школа №1 Урок: «Особенности строения листостебельных мхов, их роль в природе и жизни человека» Учитель биологии Жидоморова Е.С. 5klass.net
Цель урока: Раскрыть особенность строения листостебельных мхов в связи со средой обитания и выяснить их роль в природе и жизни человека.
Задачи: Формирование представления о мхах как о высших споровых растениях. Закрепление понятий низшие и высшие растения, вегетативные органы, ризоиды, спора. Формирование интеллектуальных умений, а также общеучебных и специальных умений. Развитие коммуникативных умений. Создание положительного психологического климата.
Оборудование: Гербарии мхов кукушкиного льна и сфагнума. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс./ Электронное учебное издание Республиканского мультимедиа центра, 2004. Презентация/ авт.сост. Жидоморова Е.С. Учебник и рабочая тетрадь В.В.Пасечника «Биология: Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс».
Контроль и актуализация знаний 1) Кто в ряду лишний? Хлорелла, хламидомонада, спирогира, плеврококк. Улотрикс, ламинария, ксантория, хламидомонада. Спирогира, плеврококк, ромашка
Кто в ряду лишний? Хлорелла, хламидомонада, спирогира, плеврококк. Улотрикс, ламинария, ксантория, хламидомонада. Спирогира, плеврококк, ромашка
Кто в ряду лишний? Хлорелла, хламидомонада, спирогира, плеврококк. Улотрикс, ламинария, ксантория, хламидомонада. Спирогира, плеврококк, ромашка
Кто в ряду лишний? Хлорелла, хламидомонада, спирогира, плеврококк. Улотрикс, ламинария, ксантория, хламидомонада. Спирогира, плеврококк, ромашка
2) Задание с диска:
Видео-экскурсия
Изучение нового материала В лесах нашей области и района широко распространены два вида листостебельные мхов: Кукушкин лён Сфагнум
Задание № 1. Рассмотрите гербарий Кукушкиного льна и сравните с фотографией на электронной доске. Отметьте особенности его строения. Выполните задание с диска. Выполните упражнение № 46, стр.20 в рабочей тетради.
Кукушкин лён
Задание № 2 с диска:
Задание № 3. Рассмотрите гербарий Сфагнума и сравните с фотографией на электронной доске. Отметьте особенности его строения, сравнив с Кукушкиным льном.
Проблемный вопрос: Как Вы думаете, почему там, где растет сфагнум почва заболачивается?
Демонстрация лабораторного опыта
Проблемный вопрос: Предположите, с чем связана способность сфагнума поглощать большое количество воды?
Заболачивание территории леса, где растет сфагнум, связана с особенностью его строения
Значение мхов в природе и жизни человека
Значение мхов в природе и жизни человека Закисание и заболачивание почв
Значение мхов в природе и жизни человека Закисание и заболачивание почв ТОРФ сырье для промышленности удобрения топливо
Значение мхов в природе и жизни человека Закисание и заболачивание почв Заменитель ваты (бактерицидные свойства) ТОРФ сырье для промышленности удобрения топливо
Сравнительная характеристика водорослей и мхов Признаки для сравнения Растительные объекты Одноклеточные водоросли Многоклеточные водоросли Кукушкин лён Сфагнум Ризоиды Корни Стебель Листья Цветок Споры Семена
Закрепление Установите соответствие между номерами предложений, в которых отражены характерные признаки мхов, и видами мха. А) Кукушкин лён Б) Сфагнум 1) У растения имеются ризоиды. 2) Стебель ветвистый. 3) Стебель покрыт мелкими светло-зелёными листьями. 4) Ни корней, ни ризоидов нет. 5) Стебель не ветвистый. 6) Можно различить женские и мужские растения. 7) В клетках листа имеются клетки с хлоропластами и мертвые клетки, запасающие воздух и воду. 8) Коричневые стебельки покрыты темно-зелёными листочками.
ОТВЕТ: А Б Б Б А А Б А
Моё настроение сейчас Красный – я был активный на уроке, у меня все получалось. Оранжевый – радостный. Я старался, у меня многое получалось. Зелёный – спокойное состояние. У меня были недочеты в работе, но я буду стремиться их исправить.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: $ 14, вопросы; Упр.47, 48