Пишем сочинение В. П. Астафьев «Домский собор»
Алгоритм работы с частью «С»
Домский собор – это старинный собор, который, к сожалению, полностью не сохранился до наших дней. Находится он в столице Латвии – Риге. Здание строилось из красного кирпича и увенчано черным колокольным куполом, который выполнен в стиле барокко. Внутри Домского собора расположен орган, обладающий неимоверной акустической силой. Он имеет 4 набора клавиш для рук. Орган реконструировался трижды. Произведения для великого органа писали многие выдающиеся композиторы и давали свои концерты прямо в соборе. Орган высотой 25 метров, звучит он идеально.
(1)Домский собор. (2)Дом... (З)Дом... (4)Дом ..(5)Пением органа наполнены своды собора. (б)С неба, сверху плывет то рокот, то гром, то нежный голос влюбленных, то зов весталок, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...(7)3вуки качаются, как ладанный дым. (8)0ни густы, осязаемы, (9)0ни всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир.(10)Все замерло, остановилось.(11)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то. «(12)Может, все, что было до этого, — сон? (13)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром... (14)3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? (15)3ачем? (16)Почему?»
(17)Дом.(18)Дом.(19)Дом...(20)Благовест. (21)Музыка. (22)Мрак исчез. (23)Взошло солнце. (24)Все преображается вокруг. (25)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёклами, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (26)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.(27)3ал полон людьми, старыми и молодыми, русскими и нерусскими, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными, всякими.(28)И никого нет в зале!(29)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.(30)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...
(31)Домский собор. (32)Домский собор. (33)3десь не рукоплещут. (34)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.(35)Плачет каждый о своем. (36)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что кратковечно волшебство, обманчиво сладкое забытье и нескончаемы муки.(37)Домский собор. (38)Домский собор.(39)Ты в моем содрогнувшемся сердце. (40)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (41)3а все, за все благодарю! (По В. Астафьеву)
О чем же прочитанный текст?(О музыке).Какие вопросы рассматривает автор, о чем рассуждает?(О том, как под влиянием музыки меняется восприятие окружающего мира, меняется душевное состояние героя).О чём хочет автор сказать нам через этот текст? (Об огромной силе музыки, о ее способности влиять на душу человека, исцелять людские сердца).
Домский соборЗдесь всё наполнено музыкойВоздействие музыки на человекаОчищение души под воздействием музыкиБлагодарность Домскому собору и музыке за воскрешение к жизни
Звуки музыки всюду, и все наполнено ими: душа, земля, мир. Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом мире… Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки…3ачем так напряженно и трудно живем мы на земле нашей? 3десь люди плачут от ошеломившей их нежности.
Назывное предложение, в котором формулируем темуНазывное предложение, в котором формулируем темутекста (например, Музыка… Волшебные звуки…) Риторический вопрос, обращенный ко всем или к самомусебе (Что значит музыка в жизни каждого из нас? Или :Почему человек в минуты печали или радости поёт, слушаетмузыку? Чем она помогает?) Общая фраза, подводящая к формулировке проблемыименно этого текста (например, Очень многие размышлялинад этой проблемой, не оставили они равнодушными и NN,который рассматривает вопрос о роли музыки в... )ЕСЛИ ТОБОЙ ВЕРНО РЕШЕНО ЗАДАНИЕ А28, ТЫ СМОЖЕШЬ ВЫЯВИТЬ АВТОРСКУЮ ПОЗИЦИЮ. Задав к ней вопрос, сформулируешь проблему.
Возможные варианты формулировки проблемы исходного текста
Проблему (чего? какую?) автор рассматривает на примере…Комментируя эту проблему, хочется отметить…Рассматривая эту проблему, автор обращает внимание читателя на…В литературе нет единого мнения по высказанной проблеме…Проблема (какая? чего?) по – разному решается исследователями, но…Это одна из самых актуальных проблем…Рассмотрим эту проблему подробнее.
В комментарии не должно бытьВ комментарии не должно бытьпересказа исходного текста или любой его части;рассуждений по поводу всех проблем текста;комментариев о действиях героев текста;общих рассуждений о тексте, ведь вам нужно прокомментировать одну из проблем!
Помните, что комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:Как, на каком материале автор раскрывает проблему? На чём заостряет внимание?Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?Какие эмоции автора выражены в тексте?Как выражено отношение автора к изображаемому?Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Рассуждая о роли музыки в жизни человека, писатель В. Астафьев говорит о знаменитом Домском соборе, о возвышенном, божественном звучании органа, который заставляет человека забыть о плохом, злом и разделяющем людей. Музыка объединяет всех собравшихся в зале, просветляет души («Она очищается, душа-то…», «весь мир затаил дыхание»). Текст построен на противопоставлениях: «войны, кровь, братоубийство…» – «благовест», «музыка», «солнце». Автор восхищается музыкой, её силой и красотой (активно использует сравнения : звуки, «как ладанный дым», метафоры (предложения 6, 29, 30); вопросительные и восклицательные предложения. Астафьев обращается к Домскому собору как к живому со словами благодарности за это душевное очищение и просветление.
Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы — всё-всё это осталось в другом мире… Она очищается, душа-то, и… этот… грозный наш мир…готов…пасть на колени,…припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...Все преображается вокруг. благодарю за счастье, за восторг и веру в разум людской,… благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь.
Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос. Для того, чтобы выявить позицию автора, постарайтесь ответить на следующие вопросы: «Что хотел сказать автор, создавая текст?», «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»
четко, прямо, непосредственно четко, прямо, непосредственнов названии текста;в отдельных предложениях текста;через ряд аргументов;
Формулируем позицию автора. Не приписывайте автору мысли, которых нет в тексте!!!Не путать автора текста и героя рассказа!!!Что хотел сказать автор?Какова была цель его высказывания?Ради чего он это написал?Как он сам относится к поставленной проблеме?Чему учит текст?Автор может относиться к изображаемому:ПоложительноОтрицательноНеоднозначноДвойственноСкептическиИронически…«С мнением автора нельзя не согласиться» – не формулировка мнения автора.
МОЖНО НАПИСАТЬ: «Невозможно не согласиться с точкой зрения автора на (указываем проблему)».Если ты не согласен с авторской позицией, выражай своё несогласие очень корректно. Например, так: «При всём моём уважении к авторской точке зрения (или к мыслям NN о …), я всё-таки позволю себе высказать собственное видение этой проблемы (или я попытаюсь опровергнуть его мнение)».
Как корректно возразить автору, излагая свою позициюКак корректно возразить автору, излагая свою позициюАвтор, по - моему, не совсем прав, утверждая, что…Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что…На мой взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях.Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что…По – моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что…Утверждение, высказанное автором ,не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения:…Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что…
Переход к аргументации. Приведем примерСошлемся на примерВозьмем в качестве примераСопоставимС одной стороныНикто из нас не будет возражатьЯрчайшими примерами тому могут служить… В этой части вы не выводите ничего нового, а только подтверждаете сказанное!!!Цель – объяснить и конкретизировать вышеизложенные положения.Смысл аргументации заключается в том, чтобы показать актуальность, важность проблемы, незыблемость доказываемой аксиомы.
Эта часть работы не может повторять комментарий!!!Аргументацией может быть:Реальные факты из жизни (печатные источники)Примеры их фильмов, передач, периодической печатиПословицы, поговорки, афоризмы (народная мудрость)Примеры из художественной литературыПримеры из исторической и научно – популярной литературы.
Примеры из собственного жизненного опытаПримеры из собственного жизненного опытаПримеры из книг, кинофильмов, радио- и телепередачЦитаты (если помните их дословно)Предположительный примерОбращение к здравому смыслу аудиторииВыводы науки
Обращение к читательскому опыту – сильнейший аргумент сочинения. Но обращаться к нему нужно в том случае, если ты хорошо помнишь и автора книги, и само произведение, чтобы избежать фактических ошибок. Когда вы будете обращаться к русской классической литературе, запомните такое правило: не допускайте выражений типа Александр Пушкин, или, говоря, допустим, о М. И. Цветаевой, нельзя назвать её Марина; говоря о героях литературного произведения, именуйте их так, как это делает автор (Евгений Базаров, но не Женя, Татьяна Ларина, но не Таня, Катерина (из «Грозы»), но не Екатерина. Необходимо соблюдать корректность и точность, иначе вы потеряете баллы по критериям К 11, К 12.
Возможные аргументы
Заголовок (желательно, но необязательно).I. Вступление.II. Формулировка основной проблемы исходного текста.III. Комментарий к основной проблеме текста.IV. Определение авторской позиции.V. Изложение собственной позиции:1й аргумент в защиту собственной позиции;2й аргумент;вывод. VI. Заключение.
Лирического размышления.Ряда риторических вопросов, созвучных теме (идее, проблеме).Диалога с воображаемым собеседником.Ряда назывных предложений, создающих образную картину, возникающую по ассоциациям в связи с проблематикой текста.Может начинаться с цитаты, пословицы, поговорки.Может начинаться с ключевого слова текста и др.
Французский писатель Стендаль сказал: «Музыка, когда она совершенна, приводит сердце в точно такое же состояние, какое испытываешь, наслаждаясь присутствием любимого существа, то есть, что она дает, несомненно самое яркое счастье, какое только возможно не земле».
Заключение Достаточно в одном предложении подвести итог сказанному и перейти далее к заключению ко всему сочинению по исходному тексту. Чтобы написать заключение необходимо вновь вернуться к вступлению, прочитать его, так как вступление и заключение органично связаны.