Пишем сочинение Отрывок из рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор».
Чтобы не ошибиться в понимании текста, нужноЧтобы не ошибиться в понимании текста, нужновнимательно прочитать и понять текст, составить его условный план,определить главную мысль каждого абзаца, выявить стиль и тип речи текста.
Этап 1: ( чтение и составление плана)Этап 1: ( чтение и составление плана) План.1. Матрёну вспоминают в селе по разным поводам (пр. 1-2): новый взгляд на героиню. 2. Отзывы односельчан о Матрёне ( пр.3-7): неодобрение, презрение и сожаление.3. Размышление автора о личности и судьбе Матрёны(8-19): она другая, её никто не понимал.4.Итог воспоминаниям и впечатлениям (20-22): «она тот самый праведник…»
Этап 2. Формулировка проблемыПроблема – это сложный вопрос, требующий изучения, разрешения (Толковый словарь)Проблема – это тот вопрос, над которым размышляет автор текста, рассуждает, пытается найти ответы на него.Главной будет та проблема, на которой автор сосредоточен и по которой делает определенные выводы.
Как обозначить проблему? Прочитайте текст внимательно и подумайте, ради какой идеи (мысли, концепции) тратил усилия автор? Что он хотел вам сказать? Нашли? Попробуйте задать к этому тезису вопрос.Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.
Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже. Кроме того, очень важно различать проблему, над которой размышляет автор текста, и проблемы, которые возникают в его собственной жизни. Мы пишем о первой. (Многие путают и пишут: «У автора есть проблема»… Звучит довольно забавно).
Типовые конструкцииАвтор поднимает проблему…Автор затрагивает очень важную проблему…Автора текста волнует проблема…Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что..Текст … заставил меня задуматься над проблемой…Неверно выделенная проблема ставит под удар все сочинение(1-2 предложения)
Определите проблематику текста. Определите проблематику текста. Какими двумя способами это можносформулировать проблему?1.В виде риторического вопроса: Нужны ли в нашей жизни праведники?2.В виде повествовательного предложения: А. И. Солженицын затрагивает проблемуправедничества; роли чистых, праведных людей внашей жизни.
Это не пересказ текста! Толкование, пояснительныеЭто не пересказ текста! Толкование, пояснительныезамечания С ОПОРОЙ НА ТЕКСТ! Сделать это можно, ответив на следующие вопросы:1. На каком материале автор основывается?2. На какие стороны проблемы обращает наше внимание писатель?3. Что особенно его волнует и тревожит, что он подчеркивает , выделяет?4. Как выражено отношение автора к описываемым событиям, к проблеме? Комментарий – это «переходный мостик» отформулировки проблемы к изложению авторскойпозиции по заявленной проблеме.
КомментарийТекстуальный
Текстуальный комментарий Учащийся объясняет текст, как бы следуя за автором, отвечая на вопросы:Что делает автор исходного текста, предлагая на обсуждение читательской аудитории ту или иную проблему?На какие аспекты этой проблемы он обращает прежде всего внимание?Что особенно волнует (тревожит) пишущего при изложении этой проблемы (что он подчеркивает, выделяет)?
Пример текстуального комментария Проблему праведничества автор раскрывает на примережизни простой русской женщины крестьянки Матрёны.Писатель обращает внимание читателя на то, что Матрёнучасто вспоминают после её смерти, хотя отзываются о нейнеодобрительно. Автор отмечает, что образ жизни героиниотличается от привычного жизненного уклада. Солженицын,описывая жизнь и быт Матрены, подчеркивает ее духовныекачества и мелочность окружающих. Писатель сопоставляетМатрёну с жителями села и отмечает, что она была вомного раз богаче духовно чем ее золовка, муж, односельчане,которые недолюбливали эту женщину лишь за то, что она былабескорыстной, не жила ради вещей и во всем старалась помочьлюдям.
Концептуальный комментарийУчащийся, опираясь на понимание проблемы исходноготекста, дает различного рода интерпретации этойпроблемы. Вы как бы «пропускаете» проблему текстачерез свое восприятие и высказываетесь по ней. Чащевсего экзаменуемые в концептуальном комментариипишут:об актуальности проблемы;приводят различные мнения по заявленной автором проблеме (новая эта проблема или одна из «вечных»; если новая – что послужило причиной ее возникновения).
Речевые клишеНесомненна актуальность поднятой автором проблемы… Проблема, затронутая автором текста, без сомнения, сложна и серьёзна, потому что…Острота и значимость данной проблемы не вызывают сомнения, так как… Актуальность поставленной автором текста проблемы подтверждается тем, что, несмотря на многочисленные попытки решить её, она до сих пор волнует писателей, публицистов и, конечно, нас – читателей… Новизна затронутой автором проблемы выражается в оригинальности её раскрытия, в необычности описываемой в тексте ситуации… Поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна…
Типичные ошибкиКомментарий отсутствует.Прокомментирована проблема, имеющаяся в тексте, но Вами не сформулированная.Допущены фактические ошибки, связанные с пониманием исходного текста.Комментарий заменяется цитированием текста или его фрагмента.Комментарий заменяется пересказом.Комментарий заменяется перечнем проблем.
1.Какие стили речи мы знаем, как различаем?1.Какие стили речи мы знаем, как различаем?
Вывод: Стиль художественный, а значит, позицияавтора выявлена нечётко, через подтекст,художественные образы, портрет, пейзаж,поступки и диалоги героев. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ АВТОРОМ ТИПЫ ТЕКСТА:Задание: Определите типы текста,представленные в отрывке.
Вывод:Вывод: в отрывке преимущественно используется описание и рассуждение; автор активно использует отрицательные конструкции с частицами НЕ и НИ (по отношению к Матрёне употреблено 17 приставок и частиц НЕ), создавая скрытую антитезу «жители деревни – Матрёна». Авторская позиция выявляется через отрицательные конструкции и антитезуЖители деревни: «гонятся за обзаводом», «держат скотину», «не работают бесплатно», «наряжаются», «берегут вещи» и др.Матрёна: «не гонится за обзаводом», «не бережная», «не гналась за нарядами», «по-глупому работает на других бесплатно» и др.
Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания части С) Подводим промежуточный итог нашей подготовке к написанию сочинения (задания части С)1.Проблема сформулирована : К12.Её прокомментировали : К23.Позицию автора выявили: К3
ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:
ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:ПРИМЕРНАЯ АРГУМЕНТАЦИЯ СВОЕГО МНЕНИЯ:
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ Вступление. Формулировка в той или иной форме одной из проблем исходного текста.Комментарий к сформулированной проблеме текста.Формулировка позиции автора по прокомментированной проблемеАргументация собственного мнения по проблеме: 1) Тезис; 2) Аргументы: а) первый аргумент; б) второй аргумент. 3) Вывод.ЗаключениеОбрати внимание на то, что согласно этому плану у тебя как минимумдолжно быть пять, а если ты выделишь отдельным абзацем пунктыаргументации собственного мнения, то и больше, абзацев. Если нарушеноабзацное членение текста, снижается оценка по критерию К5
.ЭТАП 7: ЗАКЛЮЧЕНИЕ а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения), например:Проанализировав содержание текста и его языковыеособенности, можно сделать вывод о том, что …Автор учит нас тому, что… б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:Так зачем же люди…? Хотя …, но именно . в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении, некую смысловую точку), например:Прочитав этот текст, понимаешь, что … Недаром говорят: … г) концовка-цитата (яркое изречение, высказывание какого-либо выдающегося человека,), например:Справедливо высказывание… «…», — писал известныйрусский поэт и писатель …
Заключительный этап:Заключительный этап:Сколько абзацев получилось в сочинении?Какие состоят из одного предложения? Достаточно ли этого?Каким элементом можно его дополнить? (вступлением)
Вступление (1-2 предложения) Задачи:вступить в контакт с читателем;подготовить его к восприятию текста;подвести к формулировке проблемы.О чем писать:сообщение о теме (о чем текст);сообщение об авторе (если знаем);цитата, связанная с проблематикой темы;риторический вопрос, восклицаниеМожно начать сразу с формулировки проблемы.
Домашнее задание:Домашнее задание:Написать сочинение, используя материал урока