Технология проведения стартовой диагностики (психологическая составляющая) 900igr.net
«Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их предметной готовности к изучению данного курса» ФГОС второго поколения
Обследование готовности первоклассника к обучению в школе Сроки проведения: на 2-3 неделе учебного года. Включает 4 методики: «Рисунок человека» «Графический диктант» «Образец и правило» Тест отношений к школе «Домики».
Организация тестирования Проводится фронтально со всем классом. Проводят два человека (педагог + психолог, либо 2 педагога). Педагог дает инструкции, а психолог ходит по рядам, наблюдает за детьми, подбадривает чересчур робких и т.п. Оптимальные дни: вторник-четверг, 2-3 урок Проведение тестов занимает примерно два урока. Между двумя тестами делается динамическая пауза.
Организация тестирования Образная подача информации - все инструкции зачитывает вслух взрослый Одна страница–одно задание - для облегчения восприятия информации Предметный характер заданий – т.к. речь идет об умениях необходимых для учебной деятельности Результаты тестирования могут войти в портфолио учащихся
Методика «Рисунок человека» используется для исследования общего уровня умственного развития ребенка. Оборудование: лист нелинованной бумаги формата А4, карандаш и резинка. Инструкция: «Нарисуйте человека - всего, целиком. Постарайтесь нарисовать как можно лучше - так, как вы умеете».
Методика «Графический диктант» определяет: способность точно выполнять указания взрослого возможность самостоятельно выполнять задания по образцу способность к ориентации в пространстве развитие мелкой моторики
Методика «Графический диктант» Материалом служит лист бумаги в клетку с нанесенными на нем 4 точками, карандаш Инструкция должна быть воспроизведена дословно 1 шаг: демонстрация на доске 2 шаг: тренировочный узор (поправляем ошибки) 3 шаг: три проверочных узора (ошибки НЕ поправляем)
Методика «Образец и правило» Выявляет: уровень организации действий умения руководствоваться системой условий задачи преодолевать влияние посторонних факторов
Методика «Образец и правило» Материалы: карандаши и задания на 2-х листах. Инструкция должна быть воспроизведена дословно
Методика «Домики» Материалы: бланк, 6 цветных карандашей Инструкции детям необходимо давать четко, в приподнятом эмоциональном тоне. Внимание! При выполнении раскрашивания дорожки, нужно проследить, чтобы дети выполняли его строго слева направо.
Оценка результатов тестирования на готовность к школе (Рисунок человека) Отсутствует голова или туловище – 0 баллов ! 2 балла 1 балл глаза (2 глаза - одна деталь) уши (2 уха - одна деталь) рот волосы (или шапка) нос шея руки (2 руки - одна деталь) пальцы ноги (2 ноги - одна деталь) одежда по 5 пальцев на каждой руке ступни (обувь)
Оценка результатов «Рисунок человека» (продолжение) Способ изображения: Пластический – 8 дополнительных баллов Схематический – 2 дополнительных балла (руки, ноги - двойная линия) или 0 баллов (линия одинарная, либо они отсутствуют) Промежуточный между схематическим и пластическим - 4 дополнительных балла Максимальный балл – 26.
Оценка результатов «Графический диктант» Тренировочный узор не оценивается. Диктант Точное воспроизведение узора - 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» и т. п. НЕ учитываются и не снижают оценки!!!). Ошибка в одном элементе - 3 балла. Несколько ошибок - 2 балла. Сходство отдельных элементов - 1 балл. Отсутствие сходства даже в отдельных элементах - 0 баллов.
Оценка результатов «Графический диктант» (продолжение) Продолжение узора Оценки выставляются по той же шкале, что и за Диктант. Общая оценка выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной. Максимальный балл - 16
Оценка результатов «Графический диктант» (продолжение) Максимальный балл - 16 1 задание 2 задание 3 задание Выполнение диктанта 4 3 2 Продолжение узора 2 2 4 Итоговая оценка 12 Общая оценка 6 6
Пример 1: 1 задание 2 задание 3 задание Выполнение диктанта 3 3 3 Продолжение узора 0 2 4 Общая оценка 6 4 Итоговая оценка 10
Пример 2: 1 задание 2 задание 3 задание Выполнение диктанта 4 1 4 Продолжение узора 2 2 4 Общая оценка 5 6 Итоговая оценка 11
Оценка результатов «Образец и правило» За каждую из 6 задач оценка от 0 до 2 баллов (max 12б.) Соблюдено правило и правильно воспроизведен образец, ставится 2 балла. Соблюдено правило, но неправильно воспроизведен образец - 1 балл. Нарушено правило, но правильно воспроизведен образец (см.Образец)- 1 балл. Нарушено правило и неправильно воспроизведен образец - 0 баллов. Погрешности в проведении линий (кривые линии, «дрожащая» линия и т. п.) НЕ снижают оценки!!!.
Методика «Домики» 1-я часть «Дорожка» - цифровую линейку для анализа результатов теста, причем у каждого ребенка она своя (Дорожка не оценивается). 6 5 4 3 2 1 Номер ячейки (цвета) – количество баллов при оценивании домиков Чем выше балл, тем лучше отношение.
Перевод баллов в стандартные
Психологический центр ТОГИРРО Тел.факс 8(3452)50-77-32 E-mail: [email protected] Новоселова Елена Михайловна