Урок в современной школе Типология, структура, планирование 900igr.net
Типология урока Классические типы Нетрадиционные типы
Классические типы Вводный урок Тренировочный урок Контрольный урок Урок закрепления знаний, умений, навыков Урок самостоятельной работы Урок с использованием ТСО (учебный фильм, видеофильм) Урок практической работы Комбинированный урок Повторительно-обобщающий урок
Нетрадиционные типы Урок фантазирования Урок-соревнование Урок открытых мыслей Урок-турнир Урок-диспут Урок-зачет Урок творчества Урок-спектакль Урок-конкурс Урок-конференция Интегрированный урок Урок-игра Урок-сказка Урок взаимного обучения Урок-КВН Урок-путешествие Аукцион знаний
Основные звенья (этапы) современного урока: организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку; проверка домашнего задания; проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
Основные звенья (этапы) современного урока: постановка цели занятия перед учащимися; организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний; первичная проверка понимания;
Основные звенья (этапы) современного урока: организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении (в том числе смена вариантов) по образцу; творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
Основные звенья (этапы) современного урока: обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний; контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний; домашнее задание к следующему уроку; подведение итогов урока.
Структура урока это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную действенность.
Структура урока изучения нового материала: первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся; указание на то, что учащиеся должны запомнить; мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти; сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.); первичное закрепление под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов; контроль результатов первичного запоминания; регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями; внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых; частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений, навыков: сообщение учащимся цели предстоящей работы; воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий; выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений; проверка выполненных работ; обсуждение допущенных ошибок и их коррекция; задание на дом (если это необходимо).
Структура урока формирования умений и навыков: постановка цели урока; повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой; проведение проверочных упражнений; ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования; упражнения на их освоение; упражнения на их закрепление; тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инст рукции; упражнения на перенос в сходную ситуацию; упражнения творческого характера; итог урока; задание на дом.
Структура урока повторения: организация начала урока; постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач; проверка домашнего задания, направленного на повторение основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание; подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке; задание на дом.
Структура урока проверки знаний: организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала; постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы; изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика; подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие рабо ты учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок); определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствова ния знаний и умений.
Структура урока применения знаний, умений и навыков: организация начала урока (психологический настрой учащихся); сообщение темы урока и его задач; изучение новых знаний, необходимых для формирования умений; формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях — по аналогии; упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях; творческое применение знаний и умений; упражнение по отработке навыков; домашнее задание; итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Структура повторительно-обобщающего урока: организационный момент; вступительное слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы или тем, сообщает цель и план урока; выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания на основе обобщения фактов, явлений; проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости); формулирование выводов по изученному материалу; оценка результатов урока; подведение итогов; задание на дом (не всегда).
Тип и структура урока непосредственно зависят от его цели
Мотивация — актуализация опорных знаний — восприятие, осмысление, закрепление — проверка усвоения — анализ и самоанализ Изучение и первичное закрепление новых знаний Восприятие и первичное осознание нового материала Структура урока Тип урока Цель
Мотивация — актуализация ведущих способов действий — самостоятельное применение знаний в сходной и новой ситуациях — самоконтроль — контроль — коррекция знаний и умений Закрепление новых знаний Закрепление знаний и выработка умений по их применению Структура урока Тип урока Цель
Мотивация — актуализация комплекса знаний — образец комплексного применения знаний — самостоятельное комплексное применение знаний — самоконтроль — контроль — коррекция Комплексное применение знаний Выработка умений самостоятельно применять знания в стандартных и нестандартных ситуациях Структура урока Тип урока Цель
Мотивация — анализ содержания учебного материала — выделение главного — обобщение и системати-зация знаний и умений — установление внутрипредметных и межпредметных связей — самоконтроль — контроль — коррекция Обобщение и системати-зация знаний Системати-зация знаний и способов действий Структура урока Тип урока Цель
Проверка, оценка и коррекция знаний Мотивация — самостоятельное выполнение контрольных заданий — самоконтроль — контроль — анализ — оценка и самооценка — коррекция Определение уровня овладения знаниями и способами действий Структура урока Тип урока Цель
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя Разработка системы уроков по теме или разделу. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на рад законченных в смысловом отношении блоков, частей, выделение опорных знаний, дидактическая обработка.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя Выделение главного материала, который ученик должен понять и запомнить на уроке. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем. Нахождение связей данного материала с другими предметами, использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.). Проверка оборудования и технических средств обучения.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях. Предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности. Определение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя Составление списка учеников, знания которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; планирование проверки умений учащихся. Определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики задавания уроков на дом.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя Продумывание форм подведения итогов урока. Планирование внеклассной работы по данной теме. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Примерная схема тематического плана дата; номер урока по теме; тема урока; тип урока; триединая задача урока; методы обучения; повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; виды контроля знаний и обратной связи; планируемые знания, умения и навыки, формирование их на уроке.
Литература Скегина Н.Г. и др. Сборник практических материалов для заместителей директоров по УВР. – М.: Московское отделение Педагогического общества России, 2002. – 144 с. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование,2001. – 128 с. Вощенкова Н.С. Второй этап аттестации педагогов и руководителей. – «Практика административной работы» №6-2005 г., с.3 Скрипченко Т.И. Типологический словарь уроков. – «Завуч» №7-2005 г., с.78