Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности детей. Бочарова Лилия Викторовна МДОУ №83 Подготовительная группа
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. В старшем дошкольном возрасте у них развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на “открытие нового”, которая развивает продуктивные формы мышления.. «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». /В.А. Сухомлинский./
Задачи познавательно-исследовательской деятельности: Создать условия для формирования у дошкольников познавательной активности; Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать; Развивать познавательный интерес детей а процессе экспериментирования, умение делать выводы; Развивать познавательную инициативу дошкольников, самостоятельную исследовательскую деятельность за счет партнерства со взрослыми; Расширять кругозор ребенка, выводя его за пределы непосредственного практического опыта в более широкую пространственную и временную перспективу.
живая природа – характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, приспособление к окружающей среде, характерные особенности природно-климатических зон, взаимосвязь живой и неживой природы. неживая природа – почва, песок, глина, камни, воздух, вода. Три агрегатных состояния вещества (газообразное, жидкое, твердое); небесные тела. физические явления – магнетизм, звук, вес, электричество, тепловые явления, движение, инерция, давление, свет, цвет и др. рукотворный мир – предмет как таковой, материалы и их свойства, преобразование предметов. Опытно-экспериментальная деятельность :
Мини лаборатория: • Различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; • Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла, пластмассы; • Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; • Гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока; • Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; • Бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; • Мука, соль, сода, свечи, фонарики; • Детские халаты, фартуки; • Схемы для проведения опытов; • Журнал для фиксирования результатов. Книги познавательного характера, атласы; Тематические альбомы; Коллекции; Мини-музей
Мини лаборатория
Схемы и технологические карты
Магнетизм
Положи спичку на лед. Насыпь сверху немного соли, и ты увидишь, как спичка вмерзнет в лед. Соль заставляет лед таять, но образующаяся вода тут же замерзает. «Спичка-пленница»
Как добыть немного электричества?
Волшебные письмена
«Клеем наклеим?»
Живая природа
Проект «Вода» Расширять представления детей о свойствах воды; Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; Воспитывать аккуратность при работе с водой; прививать бережное отношение к воде; Развивать монологическую речь детей в ходе сообщения результатов собственных наблюдений. Продукт проекта: изготовление книжек по теме
Вода - прозрачное вещество
Какое свойство воды вам удалось уменьшить?
Особенности солёной воды
Беседы
Дневник фиксации опытов
Старшие дошкольники – прирожденные исследователи, тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемных ситуациях. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать Экспериментирование – деятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, ответах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. При этом преобразования, которые он производит с предметами, носят творческий характер – вызывают интерес к исследованию, развивают мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.