Министерство образования и науки Республики Казахстан Казахский государственный женский педагогический университет Тема : социально-психологические факторы формирования профессиональной зависти Выполнила: студентка 4 курса, факультета педагогики и психологии, группы № 409 Мамедова Т.А. Научный руководитель: доцент, к.пс. н. Касымова Г.М.
Объект исследования: Личность в условиях профессиональной деятельности Предмет исследования: Определение социально- психологических факторов формирования профессиональной зависти
Цель исследования: Выявление и анализ социально- психологических факторов формирования профессиональной зависти. Задачи исследования: 1.Осуществить социально-психологический анализ феномена зависти в научной литературе. 2.Выявить факторы формирования социально-психологического климата, мотивацию и стимулирование персонала. 3.Экспериментально выявить социально-психологические факторы формирования профессиональной зависти. 4. Провести анализ стимулирования труда персонала на примере мини-пекарни ИП «Марат и К».
Гипотеза исследования: Развитие профессиональной зависти обусловлена многими социально-психологическими факторами, улучшение социально-психологического климата может способствовать снижению зависти между членами трудового коллектива.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСТИ Внедрение рыночной экономики, развитие конкурентных отношений, появление имущественных различий между людьми, расслоение общества на богатых и бедных, поляризация уровня и качества жизни представителей разных слоев общества способствовали формированию духа конкуренции и соперничества. Сложившаяся социальная и социально-психологическая ситуация актуализировала чувство зависти у людей и способствовала повышению его влияния на отношения между людьми.
Феномену зависти посвящены труды: Философы: Ф. Бэкон, Ф. де Ларошфуко, Т. Гоббс, Р. Декарт, Б. Спиноза, Б. Мандевиль, М. Монтеня, Ж.Ж. Руссо, И. Кант, А. Шопенгауэр и др. Психологи: 3. Фрейд, П. Куттер, А. Адлер, К. Хорни, М. Кляйн, JI.A. Дьяченко, М.И. Кандыбович, К.К. Платонов, А.Н. Леонтьев, К. Муздыбаев, К. Юнг.
К. Муздыбаев выделяет следующие компоненты зависти, последовательно проявляющиеся друг за другом: 1) социальное сравнение («...В зависти всегда таится сравнение, а где невозможно сравнение, нет и зависти», — писал Ф. Бэкон); 2) восприятие субъектом чьего-либо превосходства; 3) переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу; 4) неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто превосходит; 5) желание или причинение ему вреда; 6) желание или реальное лишение его предмета превосходства
В современных исследованиях при анализе зависти используется системно-структурный подход. Такой подход позволяет рассмотреть данный феномен с различных позиций: с позиции субъекта и объекта зависти, а также их характеристик; с позиции предмета зависти (социальный статус, талант, ум, красота, здоровье, возраст, материальные блага); с позиции форм выражения зависти (агрессия, ненависть, месть, гнев и др.); с позиции способа выражения зависти (недоброжелательность, клевета, интриги, сплетни и др.); с позиции уровней проявления зависти (сознание, эмоциональное переживание, поведение); с позиции уровней средств выражения (символическое, ритуальное, психологическое, биологическое).
В.Н. Куницына считает, что зависть проявляется на трех уровнях:
Предпосылкой для возникновения профессиональной зависти является социально-психологический климат Социально-психологический климат это: взаимоотношения людей, находящихся в непосредственном контакте друг с другом.
На формирование социально-психологического климата оказывает влияние ряд факторов макро- и микросреды :
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЗАВИСТИ В ТРУДОВОМ КОЛЛЕКТИВЕ. Основная гипотеза нашего исследования состояла в том, что развитие профессиональной зависти обусловлена многими социально-психологическими факторами, улучшение социально-психологического климата может способствовать снижению зависти между членами трудового коллектива.
Первая задача эмпирического исследования заключалась в определении состояния социально-психологического климата в трудовом коллективе, выявлении проявлений профессиональной зависти у его членов на уровне поведения, эмоций, речи. Вторая задача была связана с определением социально-психологических факторов, вызывающих эту зависть.
В исследовании принимало участие 20 испытуемых: 7 водителей, 10 пекарей и 3 мастеров, всего 20 человек. Эмпирический материал был собран на основе тестирования опроса и беседы с каждым участником.
Исследование проходило в три этапа.
Для проведения психологической диагностики нами были использованы следующие методики : 1. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О.С. Михалюк, А.Ю. Шалыто. 2. Определение психологического климата группы Л.Н. Лутошкина 3.Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификации В. В. Бойко). 4. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса.
Диаграмма1- Результаты диагностики социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюк, А. Ю. Шалыто
Диаграмма 3- Результаты диагностики определения психологического климата группы Л. Н. Латошкина
Диаграмма 5- Результаты диагностики социальной фрустрированности Л. И. Вассермана ( в модификации В. В. Бойко )
Диаграмма 6- Результаты диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса
Таким образом, диагностическое исследование показало наличие профессиональной зависти среди отдельных членов трудового коллектива. Нездоровые конкурентные отношения, дифференцированная оплата труда, неравномерное распределение материальных благ, соперничество, страх потерять работу являются социальными факторами развития профессиональной зависти в трудовом коллективе
Спасибо за внимание !