«Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников» Мастер-класс для педагогов ДОУ №29,№20 и СОШ №9 Подготовила воспитатель МБДОУ ЦРР Детский сад №29 «Улыбка» Фролова Надежда Валерьевна 2015г.
Односложная, состоящая лишь из простых , коротких предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. Употребление нелитературных слов и выражений. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция. Проблемы речи детей дошкольного возраста:
Мнемотехника – в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, как следствие, развитие речи. В работах многих авторов (В.К. Воробьевой, Л.Н. Ефименковой, Н.А. Чевелевой, Т.А Ткаченко, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой) приводятся методики и технологии формирования связной речи, основанные на выстраивании связного высказывания с помощью зрительных образов( предметные картинки), стимульных символов, из которых составляются схемы предложения и план рассказа.
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ: Мнемотехника облегчает детям овладение связной речью Применения мнемотехники , использование обобщений позволяют ребёнку систематизировать свой непосредственный опыт Ребёнок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы, развивая тем самым логическое мышление
СТРУКТУРА МНЕМОТЕХНИКИ: мнемоквадрат мнемодорожки мнемотаблица
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. ВИДЫ : - сенсорно-графические схемы (Воробьёва В. К.), - предметно-схематические модели (Ткаченко Т. А.), - блоки-квадраты (Глухов В. П.), коллаж (Большева Т. В.), - схема составления рассказа (Ефименкова Л. Н.), - картинно-графические планы (Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова).
Рассмотрим разные виды мнемосхем: Мнемодорожки Е.Л. Барсуковой В лесу темно, Все спят давно, Одна сова не спит, На суку сидит И на нас глядит. У бабушки нашей хватает забот: Для Тани с Наташей и вяжет и шьёт. Читает им книжки, поёт перед сном, Гулять ребятишек ведёт перед сном. З. Александрова
Описательные рассказы по лексическим темам:
Мнемозагадка: Он коричневый, бывает овальный или круглый. Он маленький, растёт в огороде. Его выкапывают. Его можно варить или жарить. Без рук, без топорёнка Построена избёнка. (Гнездо)
Мой мишка (отрывок) Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки, Надо к ним карман пришить И конфетку положить. (З.Александрова) Заучивание стихотворений:
Что такое лето? Это много света, Это поле. Это лес. Это тысячи чудес. Это в небе облака. Это быстрая река. Это яркие цветы. Это синь высоты. Это в мире сто дорог. Для ребячьих ног.
Картинно-графические планы рассказов ( Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова) 4-5 лет
Схемы предложений:
5-6 лет
6-7 лет
Схема предложений:
5-6 лет Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы, планы. Составление рассказа без сюжетной картинки с опорой на схемы. Составление рассказа по сюжетной картинке без опоры на картинно-графический план. Пересказ рассказа по картинке с использованием схем с опорой на сюжетную картинку. 6-7 лет Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы, планы. Составление рассказа по серии картинок с фабульным развитием действия Пересказ рассказа по картинке с использованием схем без опоры на сюжетную картинку. Пересказ прочитанного рассказа. Виды работ:
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем-моделей, удаётся достичь следующих результатов: У детей увеличивается круг знаний об окружающем мире Появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории Появляется интерес к заучиванию стихотворений и потешек Словарный запас выходит на более высокий уровень Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией
Литература: Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова Методические рекомендации «Обучение связной речи детей дошкольного возраста» Т.Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» Т.В.Большева«Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники» Белоусова Л.Е«Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники». Журнал«Детский сад. Все для воспитателя»2012 г. www.myshared.ru/slide/
Благодарю за внимание!