Название проекта: Создание педагогических условий для осуществления интегрированного (инклюзивного) обучения слабослышащих дошкольников Творческая группа: учитель-дефектолог сурдопедагог Семёнова О.В. (руководитель проекта) старший воспитатель Оскерко Н.В. воспитатели Шишкова О.В., Голубева О.Е.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Конструирование социальной идеологии, способной помочь непохожим людям жить рядом, решить проблемы успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, их духовно-нравственного и интеллектуального развития. ЦЕЛЬ ПРОЕКТА Создание педагогических условий для инклюзивного обучения слабослышащих детей, обеспечивающих полноценное развитие познавательной и эмоциональной сферы, нравственных и гуманистических качеств, способности к социализации и активности в социуме. МИССИЯ ПРОЕКТА Обогащение жизненного опыта детей с нарушениями слуха, расширение их компенсаторных возможностей, реализация потребности в общении и развитие коммуникативных навыков. Пробуждение чувств милосердия и сострадания у здоровых детей, готовности прийти на помощь, умение видеть мир многомерно, понимание того, что люди не все одинаковы, к ним надо проявлять заботу, уважительное отношение, терпимость.
ВИДЕНИЕ ПРОЕКТАСила проекта- Идеология равных возможностей. - Удовлетворение потребности слабослышащих детей и их родителей в воспитании и обучении среди здоровых детей, т.е. в речевой среде.- Возможность получать помощь сурдопедагога рядом с домом.- Сплочённость педагогического коллектива, оказывающего помощь детям с нарушением слуха.- Воспитание основ толерантности у детей и взрослых.- Отсутствие конкуренции (в районе только в нашем учреждении осуществляется инклюзивное обучение слабослышащих детей в условиях логопедического детского сада).Возможности проекта - Квалифицированная коррекция развития слабослышащих дошкольников, консультативная помощь педагогам учреждения и родителям воспитанников, осуществляемая сурдопедагогом .- Владение педагогами учреждения диагностическими методиками изучения развития детей с проблемами здоровья, путями отслеживания качества реализации программ, личностного роста и перспектив развития воспитанников. - Владение технологиями личностно-ориентированного обучения, приобщения ребёнка к миру человеческих ценностей- Использование письменной речи при обучении старших дошкольников с целью создания условий для проявления способностей и лучшего усвоения программного материаласлабослышащими детьми, владеющим чтением с раннего детства. - Систематическая работа педагогического коллектива по обучению детей сотрудничеству и толерантному отношению
Слабость проекта- Неопределённость нормативно-правовой базы для организации групп инклюзивного обучения- Отсутствие дополнительного финансирования- Психологическая неготовность социума уделять особое внимание детям с нарушением слухаТрудности (риски) проекта- Разнородность слабослышащих детей по возрасту, степени снижения слуха, по уровню психического и интеллектуального развития, по наличию сопутствующих поведенческих проявлений, затрудняющих инклюзивное обучение- Трудности в общении со слабослышащим ребёнком вследствие нарушения коммуникативной функции- Невозможность уделять необходимое повышенное внимание детям с нарушением слуха из-за превышения норм наполняемости в группах- Недостаточная теоретическая и практическая изученность поведения слабослышащих детей в условиях инклюзивного обучения
Создание педагогических условий для обучения слабослышащих дошкольников в логопедическом детском саду проходит в три этапа по 3 направлениям:Работа с детьмиОрганизация взаимодействия с педагогами ГДОУРабота с родителями 1 этап (подготовительный)Изучение контингента слабослышащих детей (состояние слуха, наличие слуховых аппаратов и возможность пользоваться ими, уровень психического развития, наличие коммуникативных навыков, семья и др.).Определение основных и дополнительных программ воспитания и обучения дошкольников с нарушением слуха.Совместно с администрацией определение групп, участвующих в инклюзивном обучении.Проведение консультаций в группах для педагогов и родителей о перспективности и необходимости инклюзивного обучения, о возможностях и положительных качествах слабослышащих детей, особенностях их общения.Уточнение у родителей детей с нарушением слуха потребностей и ожиданий от осуществления инклюзивного обучения.Выяснение у родителей логопедических групп мнений и подготовка их к появлению в группе слабослышащего ребёнка.Создание системы работы сурдопедагога (коррекционная работа с детьми, консультативная деятельность, оснащение пед.процесса, документация и т.д.)Проведение консультаций для воспитателей и логопедов по специфике работы со слабослышащим ребёнком их группы, знакомство с требованиями программы обучения слабослышащих детей, определение и приведение в соответствие лексических тем у логопеда и сурдопедагога, ознакомление воспитателей с правилами ношения детьми слуховых аппаратов.Разработка плана работы с детьми, плана взаимодействия с педагогами ДОУ, плана работы с родителями.
2 этап (реализационный)Осуществление воспитательно-образовательного процесса в условиях инклюзивного обучения с опорой на сохранный слух слабослышащих детей, их компенсаторные возможности, привлечение большого количества наглядности и письменной формы речи, использование показа способов действия и др.Привлечение помощи родителей слабослышащих детей (предварительное знакомство с изучаемой темой на практическом материале, обогащение жизненного опыта, закрепление пройденного материала дома и т.д.)Осуществление консультативной помощи и поддержки педагогамРегулярное проведение диагностического изучения успешности обучения слабослышащих воспитанников.Совместное определение и анализ причин возникновения трудностей, способов их преодоления, своевременное нивелирование отрицательных проявлений в поведении, как у слабослышащих, так и у нормально развивающихся детей.Анализ и коррекция путей повышения эффективности инклюзивного обучения. Участие в подготовке детских массовых мероприятий.Сопровождение детей во время праздничных утренников, вечеров досуга и др. мероприятий.Сопровождение на музыкальных и др. занятиях при выявлении трудностей с поведением и общением.Оказание методической помощи по работе со слабослышащими детьми специалистам ДОУ. Осуществление консультативной помощи родителям по воспитанию слабослышащих детей дома.Проведение родительских собраний, консультаций для родителей по итогам просмотренного индивидуального занятия и др. мероприятий.Поддержание контактов со слабослышащими выпускниками детского сада.
3 этапАнализ и обобщение опыта инклюзивного обучения в ГДОУ № 94.Выявление степени удовлетворённости родителей слабослышащих детей результатами инклюзивного обучения.Участие в разработке проекта нормативного положения о группах инклюзивного обучения детей с нарушением слуха (на базе ГДОУ № 60 для детей с нарушением слуха).Публичная презентация результатов проекта: опубликование статьи в сборнике РГПУ им. Герцена, подводящей итоги пятилетней работы по инклюзивному обучению слабослышащих дошкольников; показ видеофильма об инклюзивном обучении слабослышащих детей в условиях логопедического детского сада № 94.