СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Заместитель директора по ВР ГОУ СОШ № 497 Мамонтова О.В.
«Важнейший капитал нации –нравственные качества народа» Н.Г.Чернышевский
Проблемы воспитания с которыми мы сейчас сталкиваемся в системе образования и в жизни, являются результатом безответственной политики постперестроечного периода перехода к рыночным отношениям, который затронул не только экономику, но и духовно-нравственную сферу человеческих отношений.
Проблемы в воспитании имеют глубоко социальные корни. Наше современное общество весьма дифференцировано в своих взглядах, позициях, интересах. И если мы хотим воспитать человека нравственного, гражданина, патриота своей родины, хорошего профессионала, надо создать такие социально-педагогические условия, которые способствовали формированию этих качеств.
Основные нормативные документы 1. Конституция Российской Федерации;2.Указ Президента РФ « О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года»;3.ФЗ РФ «О противодействии коррупции»;4.ФЗ РФ «Об образовании»;5.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;6.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;7.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы»;8.ФЗ РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;9. ФЗ РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Актуальность темы: «Социально – педагогическое партнерство как средство коррекции девиантного поведения» В посланиях Президента России к собранию российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность…» Девиантное поведение значительной массы населения воплощает сегодня наиболее опасные для страны разрушительные тенденции. Девиантное поведение личности, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило его в центр внимания. Социальная норма – это необходимый и относительно устойчивый элемент, социально выполняющий роль инструмента социального регулирования. Актуальность проблемы сегодня очевидна. Человек формируется в обществе. Состояние здоровья и поведение человека зависит от социального, экономического и духовного развития личности, от его мировоззрения, образа жизни, а также от окружающей среды.
Решение этой государственной проблемы возможно только через образование, где можно научить подрастающее поколение адаптироваться в реальной окружающей среде, привить правильные стереотипы поведения, научить существовать в современном обществе и взаимодействовать конструктивно с окружающими, используя в воспитательной работе социально – педагогическое партнерство как средство коррекции девиантного поведения.
Ключевые слова Воспитание - управление процессом развития и формирования личности, ее социализация через создание для этого благоприятных условий;Девиация – несоответствие поведения имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или обществе, и такое поведение называют отклоняющимся. При этом под «отклонением» подразумевают не только преступления или правонарушения, но и любое поведение, нарушающее общепринятые нормы и правила. Сюда можно отнести наркоманию, проституцию, вступление в асоциальные референтные группировки, для учащихся – опоздания, прогулы, агрессия, употребление нецензурных выражений, плохая успеваемость, наличие вредных привычек (курение, компьютерная зависимость…).
Коррекция - система педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков в поведении;Партнерство - система сотрудничества, организованная на принципах равенства, добровольности, равноценности и дополнительности всех участников совместной деятельности;Социально- педагогическая коррекция – это система мер воспитательного характера, направленная на формирование личностных качеств, значимых для жизнедеятельности ребенка, его активной жизненной позиции и способствующих интеграции ребенка в общество; на овладение необходимыми умениями и навыками по самообслуживанию, положительными социальными ролями, правилами поведения в обществе; на получение необходимого образования.
ФАКТОРЫ, ОБУСЛАВЛИВАЮЩИЕ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕПОДРОСТКОВ 1.Биологические – выражаются в существовании неблагоприятных физиологических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию:-генетические, которые передаются по наследству;-психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, с состоянием окружающей средой;-физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конститционно-соматического склада человека.
2. Психологические – в которые включаются наличие у ребенка психопаталогии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера.3. Социально – педагогические –выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основах которых лежит половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в детском периоде с накоплением негативного опыта.4.Социально-экономические –включают социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных.5. Морально- этические –объясняются, с одной стороны, низким морально-нравственном уровне современного общества, разрушения традиционных жизненных человеческих ценностей, в первую очередь духовных; с другой –в нейтральном отношении к проявлениям девиантного поведения.
Подростковый возраст – самый трудный и сложный из детских возрастов. Характерные особенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточное развитие умения контролировать собственное поведение, соизмерять свои желания и возможности в удовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердиться и стать взрослым, то есть делать, что хочется, но при этом не нести никакой ответственности .
Подростковый возраст представляет собой группу риска формирования девиантного поведения, в том числе и крайне деструктивной формы – деликвентного поведения (противоправного и криминального ). Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процесов и кончая перестройкой «Я –концепции»; Во-вторых, пограничность и неопределенность социального положения подростков; В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли.
Девиантное поведение в подавляющем большинстве имеет социальные причины – недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85 % девиантных подростков вырастают в неполной семье, то есть без отца, или в семье деформированной –с недавно появившимися отчимом или мачехой. Девиантность не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.
Появление социально неодобряемых форм поведения говорит о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы не были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Девиантное поведение также может включать антиобщественные поступки, такие как воровство, прогулы занятий в школе, поджоги и др. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем детском возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению
Отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальной дезадаптации. Говоря о детско – подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категории детей, которые подвержены этому процессу:дети из неблагополучных семей;дети-сироты;подростки, употребляющие наркотические и токсические средства;дети школьного возраста, не посещающие школу;подростки сексуального распущенного поведения;подростки, совершившие противоправные действия.
В «Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России» перечислены основные принципы организации воспитания:нравственный пример педагога;социально-педагогическое партнерство;индивидуально-личностное развитие;интегративность программ духовно-нравственного воспитания;социальная востребованность воспитания.
НРАВСТВЕННЫЙ ПРИМЕР ПЕДАГОГА Говоря о нравственном примере педагога, следует вспомнить А.Дистерверга, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности ее учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, ученикам, к коллегам - все это имеет первостепенное значение для духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного партнерства не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Социально- педагогическое партнерство является одной из новых технологий системного воздействия коррекции девиантного поведения подростков.
СТРУКТУРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ГРУППА РИСКА
Мероприятия, направленные на оказание помощи учащимся из «группы риска» Как видно из социального портрета около 236 учащихся (37%) нуждаетсяв социально-педагогической профилактике и защите по направлениям:Диагностика проблем учащихся школы;Оказание помощи в жизненном определении учащихся;Создание психологического комфорта и безопасности детей в школе, в семье, микрорайоне;Социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты;Социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного климата в семье, микросоциуме, помощь в социальной адаптации, в формировании жизненных ценностей и личном самоопределении;Социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, входящих в «группу риска»;Формирование толерантного сознания, профилактика конфликтных ситуаций;Воспитание уважения к закону, к нормам коллективной жизни;Развитие гражданской и социальной ответственности как важнейших черт личности, проявляющихся в заботе о благополучии всей страны;Формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, культуры общения.
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДЕТЕЙ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В конце декабря было проведено анкетирование учащихся 5б,5и,8а и 8б классов. Задачами анкетирования являлось:Выявление уровня школьной мотивации;Отношение учащихся к другим людям;Выявление детей с девиантным поведением;Уровень потребностей в ощущениях различного рода.
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ«Оценка уровня школьной мотивации» :
«ШКАЛА ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТИ»
РЕЗУЛЬТАТЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ «ГРУППЫ РИСКА» СРЕДИ УЧАЩИХСЯ 8А И 8Б КЛАССОВ Анкетирование выявило:самым высоким показателем риска оказался показатель «недоверие к людям»на втором месте – «неуверенность в себе»на третьем месте – «агрессивность»на четвертом месте - «отношения в семье»
ВЫВОДЫ: результаты проведения анкетирования «выявление детей «группы риска» показали, что учащиеся 8а класса имеют значительное количество проблем в поведении, в проявлении ответственности, доверию к людям ближайшего окружения, отличаются неуверенностью в себе, что в ближайшем будущем может стать причиной низкой адаптации к окружающей среде, микро- и макросоциуму, не имеют навыков разрешения конфликтных ситуаций и склонны к накоплению агрессии. Также анализ результатов показал, что с увеличением возраста и приобретением социального опыта дети становятся более замкнутыми, недоверчивыми и менее доброжелательными
Результаты анкетирования «Шкала поиска острых ощущений, или чего вы хотите от жизни»среди учащихся 8а и 8б классов. 30% опрошенных учащихся имеет высокий уровень склонности к экстремальным видам острых ощущений. Такие дети имеют тенденцию оказаться в «группе риска». Остальные 70% опрошенных имеют склонность оказаться в «группе риска», так как имеют баллы, приближенные к I уровню, но стараются контролировать свои потребности в острых ощущениях.
Анкетирование учащихся выявило группу детей с девиантным поведением, что позволило конкретизировать проблемы и потребности детей: низкая школьная мотивация, низкая успеваемость, проблемы со взрослыми, низкие показатели доброжелательности и коммуникабельности, агрессивность, неуверенность в себе, проблемы в семье, недоверие к людям. При таком количестве недостатков, нуждающихся в корректировке, только социально-педагогическое партнерство может быть эффективным.