Портфолио школьного библиотекаря: Консультация Методист по библиотечным фондам городского научно-методического центра управления образования Боровлёва Г.И. 2011
Концепция библиотечного портфолио Портфолио – это способ фиксирования, накопления, оценки и самооценки индивидуальных достижений за какой-то период времени.Цель портфолио: накопление достижений, отслеживание индивидуального прогресса, представление деятельности и профессионального развития за определённый период времени.
Концепция библиотечного портфолио Задачи : проанализировать и обобщить свою работу;связать воедино отдельные аспекты своей деятельности;отразить динамику своего профессионального развития;представить опыт своей работы более полно и эффективно.
Концепция библиотечного портфолио Функции портфолио:диагностическая;содержательная;развивающая;мотивационная;рейтинговая.
Концепция библиотечного портфолио Практическая значимость портфолио:аттестация в будущем;презентация работы;лицензирование, аттестация и аккредитация школы;систематизация деятельности библиотекаря;фактор, стимулирующий профессиональное развитие.
Типы и модели портфолио Портфолио документовПортфолио деятельности- портфель достижений (для себя и для других)- портфель-самооценка (для себя)- портфель-отчёт (для других)Портфолио отзывов
Виды портфолио Портфолио библиотекаря(профессинальный портрет );Тематический портфолио;Портфолио библиотеки.
Портфолио Портфолио может состоять из восьми разделов(портфолио библиотеки), которые при необходимости можно совместить или наоборот, раздробить(тематические).
Портфолио Структура и содержание портфолио:Титульный лист:Название образовательного учрежденияНазвание папкиФотографияФамилия, имя, отчество, должность
Портфолио Структура и содержание портфолио:Содержание:Визитка сотрудника Визитка библиотекиКарта профессионального ростаДокументы о повышении квалификацииДокументы о результатах участия в педагогических мероприятияхПоощрения и наградыПубликацииАвторские разработкиОтзывы
Портфолио Структура и содержание портфолио Визитка сотрудника:Фамилия, имя, отчествоДолжность, школаДата рожденияСрок прохождения предыдущей аттестацииОбразование (что, где, когда закончил, специальность)Общий стажСтаж работы по должностиНаграды, звания, годПовышение квалификации (тема, где, когда)Тема самообразования
Портфолио Структура и содержание портфолиоВизитка библиотеки:Характеристика (площадь, этаж, читальный зал или зона, помещение для учебников, оборудование, технические средства)Особенности деятельности данной библиотеки (план, проект, эксперимент, программа, спецкурс)Контрольные показатели (количество учащихся, читателей, книжного фонда, учебников, % охвата библиотечным обслуживанием, читаемость, посещаемость, книгообеспеченность, обращаемость фонда)
Портфолио Структура и содержание портфолиоКарта профессионального роста:Сведения об участии в работе МО, педагогических советов, родительских собраний, педагогических мероприятиях, детских литературных праздниках и конференциях в школе, городе (области)Фотографии (альбом с фотографиями)
Портфолио Структура и содержание портфолио Документы о повышении квалификацииУдостоверения об окончании курсов ФотоОтзывы Документы о результатах участия в педагогических мероприятияхСертификатыГрамоты, благодарностиФотографииОтзывыПоощрения и наградыДипломы, грамоты, благодарности, удостоверение о награде
Портфолио Структура и содержание портфолиоПубликацииПубликации о сотруднике, библиотеке, читателяхВаши статьи, доклады, сценарии, опубликованные в СМИ, брошюрах Авторские разработкиСценарии и интересные планы библиотечных мероприятийМетодические рекомендацииРазработки библиотечной продукции (плакатов, памяток, буклетов)Фактографический материал (списки книг, копии публикаций) ОтзывыОтзывыРецензииПредложенияПриглашенияПоздравленияПерепискаСправки о комплексной, аттестационной проверкеРазмышления на тему, наброски, «неотправленное письмо»
Портфолио деятельности – это собрание материалов, отражающих основные направления и виды деятельности, описание основных форм творческой активности. В него могут входить:планы работы;конкурсные работы;тезисы выступлений на семинарах, МО;сценарии мероприятий, библиографический уроков;презентации, разработки в помощь проведению обзоров, выставок;видеозаписи, фотоальбомы мероприятий;печатные работы.
Портфолио отзывов – это письменный анализ отношения библиотекаря к своей работе и её результатам (резюме); комплексный анализ деятельности;оценка мероприятий коллегами, методистами , администрацией школы,учениками.
Тематический портфолио План (структура, схема) занятий или разработки темы;пояснительная записка;обоснование темы (предметный курс);работы детей (анкеты, тексты, отзывы на конкретный урок, отзывы на литературные произведения, рисунки);самоанализ проведённой работы;фактографический материал по теме (списки литературы, копии статей);отзывы коллег, учителей на посещённые ими занятия;подведение итогов, определение перспектив.
Организация и оформление портфолио стандартов не существует;логичность и последовательность материалов;оформление в виде файловых папок с заголовками разделов;каждую работу, документ, подборку материалов поместить в отдельный файл;каждый элемент портфолио датировать (динамика развития);печатный вариант (ссылки на документы, копии с указанием номера приложения);электронный вариант (гиперссылки на документы и другие материалы из презентации портфолио).
Литература Портфоліо бібліотекаря: Методичні рекомендації щодо створення портфоліо бібліотекаря закдаду освіти //Шкільна бібліотка плюс.- 2011.- №3.-С.14-17.Новикова Т. Зарубежный опыт использования Портфолио // Народное образование.-2005.-№9.-С.151-154.Инструмент профессионального развития: Зарубежная практика работы с Портфолио педагога //Упроавление школой(рус.)- 2008.-№9.-С.20-24.Овчинникова Е.Н. Технология «Портфель» // Шкільна бібліотека плюс.-2011.-№17.-С.2-5.Восканян Г.Г.,Самоздра Р.Д. Портфоліо як форма оцінки результативності самоосвітньої діяльності вчителя // Управління школою.-2008.- №1.-С.25-28.
Спасибо за внимание! Успехов!