Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
«Портрет выпускника начальной школы»:• любящий свой народ, свой край и свою Родину;• уважающий и принимающий ценности семьи и общества;• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;• выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих_образа жизни
При организации любого вида деятельности Воспитательный результат — это те духовно-нравственные приобретения, которые получил младший школьник вследствие участия в той или иной деятельности. Эффект — это последствие результата, то, к чему привело достижение результата.
Воспитательные результаты любого из видов деятельности школьников распределяются по трём уровням. Первый уровень результатов — приобретение младшим школьником социальных знаний.Второй уровень результатов — получение младшим школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. Третий уровень результатов — получение младшим школьником начального опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов воспитания и социализации младших школьников — формирование у них коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в её национально-государственном, этническом, религиозном и других аспектах.
Примерная программа рассматривает пять направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников:Воспитание гражданственности. патриотизма. уважения к правам, свободам и обязанностям человека Воспитание нравственных чувств и этического сознания
Воспитание трудолюбия. творческого отношения к учению, труду, жизни. Воспитание ценностного отношения к природе. окружающей среде (экологическое воспитание). Воспитание ценностного отношения к прекрасном, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
По каждому из направлений духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты.
Воспитание гражданственности. патриотизма. уважения к правам, свободам и обязанностям человека: • ценностное отношение к России;• элементарные представления об институтах гражданского общества • первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества; • опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;• опыт социальной и межкультурной коммуникации;• начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми;• уважительное отношение к традиционным российским религиям;• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку;• уважительное отношение к родителям, старшим, заботливое отношение к младшим;• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним;• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
Воспитание трудолюбия. творческого отношения к учению, труду, жизни. • ценностное отношение к труду и творчеству, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;• ценностное и творческое отношение к учебному труду;• элементарные представления о различных профессиях;• первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;• осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;• первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;• потребности и умения выражать себя в различных доступных для ребёнка видах творческой деятельности;• мотивация к самореализации в творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Воспитание ценностного отношения к природе. окружающей среде (экологическое воспитание). • ценностное отношение к природе;• первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;• элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;• первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;• личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасном, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. • первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей;• элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;• первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;• первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;• первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности;• мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
Примерные результаты духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями учащихся.
Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности.
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. От того, что вложил педагог в душу ребёнка в этом возрасте, будет зависеть, чего достигнет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения с окружающим миром.