Педагогические технологии в средней школе
Педагогическая технология системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования
Определения педагогических технологий Совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь) Содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько) Составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов) Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)
Определения педагогических технологий Модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса, обеспечивающего комфортность условий для учителя и учащихся (В.М.Монахов) Описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков) Система, включающая некоторое представление ПРО, средств диагностики состояния обучаемых и прогнозирования их ближайшего развития, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели для конкретных условий (В.В. Гузеев).
Тенденция Задача Технологии переход от обучения к развитию поиск организацион- ных форм освоения содержания образования модульно-рейтингового обучения, организации самостоятельной работы, дистанционного обучения.
Тенденция Задача Технологии повышение наукоемкости среднего образования Расширение спектра видов продуктивной образовательной деятельности учащихся проектной, учебно-исследовательской, научно-исследовательской, творческой деятельности
Тенденция Задача Технологии Возрастание роли информации в современном мире Организация работы с информацией РКМЧП /развитие критического мышления через чтение и письмо/, учебная текстология, информационные, проблемного обучения
Тенденция Задача Технологии Возрастание роли командной работы в современном мире Организация группового взаимодействия в образователь-ном процессе Организации группового взаимодействия, организации дискуссии, обучения на основе социального взаимодействия
Тенденция Задача Технологии Возрастание роли компетент- ности специалистов на рынке труда, связанных с усложнением задач общественного развития Развитие профессиональной компетентности контекстного обучения
Тенденция Задача Технологии Возрастание роли субъектности и самостоятель- ности, необходимость учения «через всю жизнь» Осуществление учения рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля, самообразователь-ной деятельности
Педагогические технологии Исследовательская (проблемно-поисковая) Характерной чертой этой технологии является реализация педагогом модели "обучение через открытие".
Коммуникативная (дискуссионная) Особенностью этой технологии является наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения.
Имитационного моделирования (игровая) Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения.
Психологическая (самоопределен-ческая) Характерной чертой этой технологии является самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности.
Рефлексивная Особенностью этой технологии является осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Деятельностная Характерной чертой этой технологии является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом.
Признаки современных педагогических технологий: единство творческого замысла и алгоритма деятельности постоянное взаимодействие, требующее открытости и способности работать вместе, сообща, в команде личностное отношение к познавательной деятельности
Признаки современных педагогических технологий: взаимосвязь цели, средств ее достижения и результатов постоянная рефлексия над полученными результатами, выращивание «живого знания» диалоговая позиция
Новых свершений!