Дифференцированный подход в обучении как способ развития познавательной активности
Актуальность проблемы дифференцированного обучения
Дифференциация в переводе с латинского "difference" означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференциация обучения Дифференциация – это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности и т.д.), характеризующийся созданием групп учащихся, в которых элементы дидактической системы (цели, содержание, методы, формы, результаты) различаются. Индивидуализация обучения Индивидуализация –это предельный вариант дифференциации, когда учебный процесс строится с учётом особенностей не групп, а каждого отдельно взятого ученика.
Классификация видов и форм дифференциации учебной деятельности
Цель дифференциации процесса обучения индивидуальности обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе усвоения им содержания общего образования.
Цель дифференциации процесса обучения индивидуальности
Дифференциация обучения позволяет:
Из опыта работы Наша школа с углубленным изучением иностранного языка, поэтому учитель должен научить детей пользоваться английским языком так, как любой человек привык пользоваться родным языком.
Из опыта работы Учитель должен предлагать ситуации, ставить задачи, стимулирующие потребность к общению, к появлению мотивации, превращающей язык в речь.
Из опыта работы Использование методов учебной дифференциации на уроках русского языка
Из опыта работы Использование методов учебной дифференциации на уроках русского языка Эффективный прием дифференцированного подхода в обучении «работа в паре» или «задание для товарища»
Критерии формирования разноуровневых групп фонд приобретённых знаний; уровень познавательной активности; скорость протекания мыслительных процессов; способность запоминать (особенность памяти); уровень мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения, абстрагирования, выявления закономерностей; уровень работоспособности и сосредоточенности внимания; развитость связной речи; уровень самостоятельности; утомляемость от активного умственного труда.
Из опыта работы 1 группа, обучающиеся с повышенным уровнем способностей Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания. 2 группа, обучащиеся с продвинутым уровнем способностей Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время. Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей. 3 группа обучающихся с базовым уровнем способностей эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время. Организация работы разноуровневых групп на уроках истории
Из опыта работы содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников время на выполнение работы уменьшается; содержание задания одинаково для всего класса, но для сильных учеников предлагаются задания большего объема или более сложные; задание общее для всего класса, а для слабых учеников дается вспомогательный материал, облегчающий выполнение задания (опорная схема, алгоритм, таблица, программированное задание, образец, ответ и т.д.); используются на одном этапе урока задания различного содержания и сложности для сильных, средних и слабых учеников; предоставляется самостоятельный выбор учениками одного из нескольких предложенных вариантов заданий. Чаще всего используется на этапе закрепления материала. Способы дифференциации на уроках истории
Из опыта работы Первый уровень - минимальный. Выполнение заданий такого уровня основано на памяти учащихся. За выполнение такого задания они получают отметку "3". Применение разноуровневого обучения на уроках биологии
Второй уровень - понимания и творчества. Задания требуют мыслительных операций. За выполнение такого задания они получают отметку "4", поэтому данный уровень овладения материалом (уровень понимания) и ,соответственно, уровень заданий называют общим. Из опыта работы Применение разноуровневого обучения на уроках биологии
Третий уровень - продвинутый. Почти в каждом классе есть ученики, которые, интересуясь предметом, знают больше остальных. Выполнение заданий такого уровня оценивается отметкой "5". Из опыта работы Применение разноуровневого обучения на уроках биологии
Из опыта работы Применение разноуровневого обучения на уроках биологии В качестве примера приводим проверочную работу на 15-20 минут с разноуровневыми заданиями по теме "Отделы растений" в 6 классе. 1*Опишите строение мхов на примере кукушкина льна. Перечислите известные вам мхи. 2** Перечислите известных вам представителей мхов. Чем мхи отличаются от водорослей?. 3***Почему мхи относят к высшим споровым растениям? Ответ обоснуйте.
Из опыта работы Разноуровневое обучение на уроках физики Для реализации разноуровневого обучения на проверочных и контрольных работах можно использовать карточки-задания трех уровней: А. Первый уровень - задачи на знание и применение прямой формулы или физического закона. В. Второй уровень - задачи в два, три действия на определение неизвестной величины из формулы или закона. С. Третий уровень - задачи творческого характера, требующие знаний ранее изученного материала и комбинированных действий.
Из опыта работы Разноуровневое обучение на уроках физики Расчет количества теплоты (А) ВАРИАНТ 1 1. Какое количество теплоты требуется для нагревания стальной детали массой 200 г от 35 до 1235 ° С? 2. Сколько энергии выделилось при охлаждении куска меди массой 0,6 кг от 272 до 22 °С? 3. Какое количество теплоты выделится при сжигании 3,5 кг торфа?
Из опыта работы Разноуровневое обучение на уроках физики Расчет количества теплоты (В) ВАРИАНТ 1 1. Воду какой массы можно нагреть от 0 до 60 °С, сообщив ей количество теплоты 500 кДж? 2. Определите, какое количество теплоты потребуется для нагревания смеси из 300 г воды и 50 г спирта от 20 до 70°С. 3. Сколько граммов спирта потребуется, чтобы нагреть до кипения 3 кг воды, взятой при температуре 20°С? Потерями тепла пренебречь.
Из опыта работы Разноуровневое обучение на уроках физики Расчет количества теплоты (С) ВАРИАНТ 1 1. Определите, какая часть энергии (в %) расходуется на нагревание воды спиртовкой, если для нагревания 100 г воды от 20 до 90 °С сожгли 5 г спирта. 2. Для ванны необходимо приготовить воду с температурой 36 °С. Из горячего крана смесителя идет вода при температуре 80 °С, а из холодного – при 8 °С. Сколько надо взять горячей воды, чтобы приготовить ванну, если для этого потребуется 196 кг холодной воды? 3. В калориметр с водой бросают кусочки тающего льда. В некоторый момент кусочки льда перестают таять. Первоначальная масса воды в сосуде 330 г, а в конце процесса масса воды увеличивается на 84 г. Какой была начальная температура воды в калориметре?
Уровневая дифференциация Положительные аспекты Отрицательные аспекты Исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей. Деление детей по уровню развития негуманно. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному. Высвечиваются различия социально-экономического положения детей. Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания. Слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними. Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам. Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства. Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети. Повышается уровень Я-концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности. Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс; в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости. Повышается уровень мотивации учения в сильных группах. Понижается уровень мотивации учения в слабых группах.
Рекомендации При построении системы дифференцированного обучения следует, прежде всего, выбирать такие его виды, которые: реальны в рамках имеющихся дидактических возможностей (диагностический инструментарий, учебно-методическая база); диктуются насущной необходимостью ситуации (результатами диагностики, требованиями родителей, социальным заказом); обещают наибольшую эффективность и результативность обучения; не приводят к отрицательным последствиям, упущениям, недоработкам в формировании личности ребенка; обеспечены кадрами соответствующей квалификации (учителя-специалисты, педагоги-реабилитаторы, психологи, корректоры, медики).
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!