Организация поддержки учащихся младших классов в учении Чернявская Татьяна Григорьевна ГБОУ гимназия № 227 Санкт - Петербурга
КАК помочь ребенку учиться Без выявления причин школьных трудностей, не возможна эффективная работа по их преодолению и, в конечном итоге, повышение школьной успеваемости. В большинстве случаев учителя пользуются традиционным способом работы с учащимися: проводят с ними дополнительные занятия, состоящие в основном в повторении и дополнительном разъяснении учебного материала. Но, как показывает опыт , эти занятия, к которым негативно относятся учащиеся и которые требуют большой затраты времени и сил как учителя, так и учеников, далеко не всегда дают желаемый результат. В лучшем случае они могут привести лишь к временным положительным сдвигам в учении и не устраняют подлинные причины трудностей школьников.
Причины, вызывающие отставание в учении Психологи указывают основные причины : несформированность процессов произвольного внимания; результат недостаточного развития мыслительной деятельности; отсутствие интереса к учению ( мотивация) ; несформированность процессов самоконтроля и саморегуляции;
ПОЧЕМУ ТРУДНО УЧИТЬСЯ? результаты анкетирования учащихся 2-а класса на начало 2011-2012 уч. года: Нежелание идти в школу – 7 чел. Боязнь отвечать у доски – 12 чел. Непонимание прочитанного – 14чел. Трудно запоминаю правила – 16чел.
КАК ПРЕОДОЛЕТЬ ШКОЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИСнятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы Систематически учить детей оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Ставить задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Эффективно сочетать репродуктивную и проблемную формы обучения, (учить детей работать по правилу и творчески.)
Организация игры-соревнования Итоги по номинациям: дежурство, учеба, поведение ( раз в четверть, с поощрением). Стремлюсь оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряю и поддерживаю минимальные успехи. Создание психологического комфорта, атмосферы сотрудничества, сотворчества через стиль и тон отношений, задаваемый на уроке и вне урочной деятельности
Для снятия стрессовых ситуаций использую:Уроки литературного чтения и окружающего мира
пересказ по группам ( «слабые» ученики начинают пересказ , сильные продолжают и добавляют пропущенное) проверка знаний стихов наизусть – в паре, группе, рядам.
чтение произведения по ролям и разыгрывание сцен из произведений у доски;
Литературные гостиные Публичные выступления
В начале года после проведения анализа вводных контрольных работ мною были выделены трудности, которые младшие школьники испытывают при усвоении учебного материала и установлены их причины :Причины несформированность пространственных представлений несформированности процессов самоконтроля и саморегуляции. недостатки формирования двигательных навыков письма: Трудности плохой, небрежный почерк; очень медленный темп письма письма замена и пропуски букв при письме, недописывание слов и предложений неумение обнаружить свои ошибки; возрастание количества ошибок концу работы; выполнение требований учителя не в полном объёме;
Преодоление трудностей, возникающих в процессе обучения После выявления трудностей, возникающих в процессе обучения, был подобран практический материал по их преодолению с учётом причин их вызывающих. Работа по проводилась по нескольким направлениям: Работа на фонетическом уровне (развитие звукового анализа слов; развитие фонематического восприятия) Развитие невербальных составляющих (развитие памяти и внимания; развитие переключения и координации) Развитие общей и мелкой моторики (минутки чистописания ) Развитие языкового анализа и синтеза.
Моделирование орфографических правил (анализ и синтез)
Работа над каллиграфиейМинутки каллиграфии; Прописывание соединений букв, слогов, слов в рабочих тетрадях при проверке; Самооценка, взаимооценка ( по шкале «к» красота , и «п» правильность ) Оценивание как этапа урока ; Переходная обложка «Образцовая тетрадь»
Результаты коррекционной работы
Результативность работы по преодолению трудностей, возникающих при обучении сентябрь май Нежелание идти в школу – 7 чел. 0 чел. Боязнь отвечать у доски – 12 чел. 4 чел. Непонимание прочитанного – 14чел. 6 чел. Испытывают трудность в запоминании правил – 16чел. 7 чел.
Вывод: Для осуществления поддержки учащихся в учении учителю необходимо: иметь достаточно развёрнутое описание тех трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения; установить возможные причины, в том числе и психологические, лежащие в основе этих трудностей ; После чего учитель подбирает необходимый практический материал по устранению выявленных недостатков.